Новый Шелковый путь: маршрут, схема, концепция. Китайский "шелковый путь" обошел россию стороной Новый шелковый путь

Только в этот раз участников ждет больше соревновательных участков: 4089 километров, или 43% общей дистанции. Изменились и места, через которые пройдет гонка: поменялись города, где финишируют этапы, добавилось больше скоростных участков. Финиширует ралли-рейд в китайском Сиане 22 июля.

Первые три этапа гонки пройдут по территории России. За это время участники преодолеют 524 километра весьма скоростных спецучастков. Много работы предстоит штурманам: организаторы постарались запутать маршрут, и экипажам надо быть внимательнее, чтобы не пропустить правильную дорогу и взять контрольную точку.

Казахстанский отрезок ралли начинается из Костаная и заканчивается в Карамае, у самой границы с Китаем. Здесь спортсменов ждут многочисленные грунтовые дороги и степные участки. Как пообещал Владимир Чагин на презентации, самым скоростным станет пятый этап, из Астаны в Семей: экипажи смогут развивать скорость более 200 км/ч.

В Китае участники наконец доберутся до дюн и песков: сначала им предстоит проехать вдоль гор Циляньшаня, по каньонам и руслам высохших рек, чтобы затем оказаться в пустыне Гоби. Самым сложным этапом, как обещает Владимир Чагин, станет двенадцатый: без единого населенного пункта. Самым жарким должен стать тринадцатый этап, который как раз проложен через пустыню Гоби. В прошлом году температура воздуха здесь поднималась до 53 градусов по Цельсию. Чагин напомнил, что в этот день надо будет брать с собой больше воды, и призвал мужские экипажи проявить лучшие черты характера и делиться водой с женскими экипажами, если они об этом попросят. Самым горным и каменистым этапом станет последний, четырнадцатый: из Чжунвэя в Сиань. Хоть и всего 100 километров спецучастков, зато весьма сложных.

Маршрут ралли-рейда «Шелковый путь» по дням

4-й этап , 11 июля: Костанай - Астана, два спецучастка общей протяженностью 484 километра.

11-й этап , 19 июля: Дуньхуан - Цзяюйгуань, два спецучастка общей протяженностью 251 километр.

13-й этап , 21 июля: Алашань-Юци - Чжунвэй, два спецучастка общей протяженностью 380 километров.

14 этап , 22 июля: Чжунвэй - Сиань, спецучасток - 100 километров, финиш и награждение победителей и призеров.

На презентации маршрута ралли «Шелковый путь 2017» присутствовали несколько основных героев соревнования: Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель, Жерар де Рой, Сириль Депре и команда «КАМАЗ-мастер» практически в полном составе. Как и в прошлом году, они планируют побороться за победу в своих зачетах. Со следующего года к ним должны присоединиться и сильнейшие мотоциклисты мира - в 2018 году.

В настоящее время свои заявки уже подали пять экипажей «КАМАЗ-мастера»: пилотировать грузовики «Синей Армады» будут двукратный победитель «Шелкового пути» Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников.

Заявка также поступила от их главного соперника Жерара де Роя, который ранее лишь однажды, в 2009 году, принимал участие в «Шелковом пути». Вместе с ним в одной команде Petronas De Rooy Iveco поедут еще два грузовика - Артура Ардавичуса и Тона ван Генугтена.

Планируют выйти на старт Мартин ван ден Бринк, Паскаль де Бар и Герт Хузник (Mammoet Riwald Rally Sport) - на грузовиках Renault . Алеш Лопрайс (Instaforex Loprais Team ) поедет на Tatra , Миклош Ковач (Team Qualisport) - на новой Scania , а белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» выставит три своих грузовика под управлением Сергея Вязовича, Алексея Вишневского и Александра Василевского.

В зачете Т1 вновь заявлены три автомобиля Peugeot Sport, теперь уже новые прототипы 3008 DKR. Пилотировать их будет победитель прошлого года Сириль Депре, а также Стефан Петерансель и Себастьен Лёб. Противостоять им будут несколько экипажей на Toyota : Нассер Аль-Аттия (Toyota Overdrive), Жинель де Вильерс, Лерой Поултер (Toyota Gazoo Racing). И на Mini : два автомобиля MINI John Cooper Works Rally немецкой команды X -Raid - у Язида Аль-Раджи и Брайса Мензиса, - и MINI All4Racing российского экипажа Владимира Васильева / Константина Жильцова (G-Energy Team ).

Организаторы ралли отдельно выделяют «темных лошадок», которые могут преподнести сюрпризы в гонке: Бориса Гадасина (Suprotec Racing), Хань Вэя на багги Geely Boyue Hanwei SMG Team, Паскаля Томасса и Кристиана Лавьеля (Baicmotor Racing Team), серебряного призера «Шелкового пути 2012» Балаша Жалая на прототипе Opel , Мирослава Заплетала на Hummer Evo 3, Фредерика Шавиньи на Nissan , Эудженио Амоса на моноприводном багги, Матье Серрадори на багги SRT .

9608 километров между Москвой и Сианем по территориям России, Казахстана и Китая станут ареной битвы сильнейших команд внедорожников и грузовиков.

За 50 дней до старта ралли-рейда «Шёлковый путь» в Москве, в гостинице The Ritz Carlton, располагающейся рядом с Красной площадью, откуда 7 июля стартуют участники гонки, прошла презентация маршрута двухнедельного марафона. В присутствии сотен приглашённых гостей, включая именитых пилотов с мировым именем, руководитель проекта Владимир Чагин и глава европейского бюро ралли Фредерик Лекиен рассказали о самых интересных деталях трассы и ключевых точках дистанции маршрута.

«Шёлковый путь 2017» - это 9 608 километров, 14 этапов, 17 спецучастков

После технических и административных проверок, которые пройдут 5 и 6 июля в «Лужниках», и церемонии торжественного старта на Красной площади 7 июля, десятки экипажей отправятся в двухнедельный гоночный марафон, который насчитывает 14 этапов, три из которых будут состоять из сдвоенных спецучастков.

Три первых этапа пройдут по территории России, затем спортсмены отправятся в Казахстан, в степях которого пилоты преодолеют ещё четыре этапа. День отдыха в этом году запланирован на 16 июля, участники возьмут передышку в городе Урумчи, но прежде гонщиков ждёт первый из семи этапов на территории Китайской Народной Республики. Как и в прошлом году, здесь экипажам предстоит штурмовать гигантские дюны пустыни Гоби, которая станет украшением маршрута.

В этом году дирекция гонки по максимуму сократила протяжённость лиазонов между спецучастками, тем не менее общая дистанция гонки превышает отметку в 9 500 километров.

Маршрут ралли «Шёлковый путь»-2017 в цифрах

  • Общая дистанция - 9608 км
  • Общая протяженность спецучастков - 4089 км (42,6% от всей дистанции гонки)
  • Доля спецучастков относительно общей дистанции ралли выросла на 4,32%
  • Доля спецучастков на территории России относительно общей дистанции по России выросла на 8,11%
  • Доля спецучастков на территории Китая относительно общей дистанции по Китаю выросла на 5,55%
  • Общая дистанция лиазонов на маршруте ралли сократилась на 1111 км.

Выдающийся состав участников

Никогда раньше на старте ралли «Шёлковый путь», который ведет свою историю с 2009 года, не было такого количества пилотов, претендентующих на победу.

Победители прошлого года команда Peugeot Sport выставит на старт гонки три новейших прототипа 3008 DKR, за рулём которых на «Шёлковом Пути» будут выступать Стефан Петерансель, Себастьен Лёб и триумфатор прошлого года Сириль Депре.

«Львам» будет противостоять армада экипажей Toyota во главе с легендарным катарцем Нассером Аль-Аттия (Toyota Overdrive) и южно-африканскими спортсменами Жиниэлем де Вильерсом и Лероем Поултером (Toyota Gazoo Racing).

Немецкая команда X-Raid будет представлена на Красной площади двумя машинами MINI John Cooper Works Rally, пилотировать которые будут арабский пилот Язид Аль-Раджи и молодой американский гонщик Брайс Мензис. Ещё одним представителем марки станет Владимир Васильев - за рулём MINI All4Racing подготовоки команды G-Energy Владимир будет бороться за место в призовой тройке.

Среди «тёмных лошадок» марафона необходимо выделить Бориса Гадасина, который рассчитывает вывести на трассу машину подготовки команды Suprotec Racing, и Хань Вэя на багги Geely Boyue Hanwei SMG Team, а также лидеров Baicmotor Racing Team Паскаля Томасса с Кристианом Лавьелем.

В категории T2, где соревнуются серийные полноприводные машины, в отсутствие травмированного Дениса Березовского, действующего победителя этого зачёта, все взоры будут прикованы к сражению Акиры Миуры из Toyota Autobody и представителя Isuzu Адриана ди Лалло.

Среди грузовиков главным фаворитом считается «Синяя Армада» - пять экипажей «КАМАЗ-мастер». В цветах челнинского гиганта в гонке выступят двукратный победитель «Шёлкового пути» Айрат Мардеев, а также Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников.

Главным соперником «КАМАЗ-мастер» станет голландец Жерар де Рой - это будет его первый старт на «Шёлковом пути» после второго места в 2009 году. Партнёрами по команде Petronas De Rooy Iveco станут Артур Ардавичус и Тон ван Генугтен.

Мартин ван ден Бринк, «летучий голландец» категории грузовиков, выступит за команду Mammoet Riwald Rally Sport. Вместе с ним участие в гонке примут еще два экипажа - Паскаль де Бар и Герт Хузник. Все трое поведут в бой машины Renault. Три грузовика выставит и белорусская «МАЗ-СПОРТавто». Состав пилотов традиционный: Сергей Вязович, Алексей Вишневский и Александр Василевский.

Чешская Tatra будет представлена тремя командами - Алеш Лопрайс поедет на машине, подготовленной Instaforex Loprais Team, Томаш Вратны выступит в цветах Bonver Dakar Project, а Томаш Вратны поведёт в бой грузовик Tatra Baggyra Racing.

Кроме того, Миклош Ковач из Team Qualisport выйдет на старт на новом грузовике Scania, а Терухито Сугавара во второй год подряд поедет на Hino.

Цитаты

Владимир Чагин (руководитель проекта Международное ралли «Шёлковый путь»):

«Седьмое издание открывает новую главу в истории ралли “Шёлковый путь” - в 2017 году мы совершим новое спортивное путешествие по традиционно дружественным странам - России, Казахстану и Китаю. Примечательно, что мы финишируем в городе Сиань, одной из древнейших колыбелей китайской цивилизации, ведь именно здесь начинался Великий Шелковый путь, много веков назад связавший Запад и Восток. Блгодаря поддержке наших партнёров, мы сделали всё, чтобы подготовить для участников интересную в плане пилотажа и красивую запоминающуюся трассу. Я верю, что наш маршрут станет незабываемым как для ведущих пилотов и команд мира, так и для многочисленных болельщиков со всей планеты ».

Фредерик Лекиен (руководитель европейского бюро ралли «Шёлковый путь»): «В первый год в формате двухнедельного марафона „Шёлковый путь“ нам удалось провести захватывающую гонку, которую на протяжении сотен часов транслировали по телеканалам 196 стран мира. В 2017-м наша гонка сделает ещё один шаг вперёд. Завершившийся недавно реконессанс продемонстрировал гигантский потенциал во всех трёх странах на маршруте. Мы продумали седьмое издание марафона до мелочей, так что участникам остаётся лишь наслаждаться подготовленными нами этапами и бивуаками ».

Бруно Фамин (руководитель Peugeot Sport): «В 2017 году ралли „Шёлковый путь“ вновь станет экстремально долгим и внушающим трепет марафонов. Гонка будет по-настоящему долгой, нас ждёт много этапов и очень большие дистанции. Как и в прошлом году, нам предстоит состязаться на самых разных типах покрытия, но самое главное, что мы вновь отправимся к гигантским дюнам в китайских пустынях. Таким образом, от нас потребуется полная сосредоточенность и самоотдача ».

Сириль Депре (пилот Peugeot Sport): «Я счастлив во второй раз выйти на старт ралли „Шёлковый путь“. Гонка прошлого года, которую мы выиграли, показала, что это отличная гонка и выступать в ней - настоящее удовольствие. Я с нетерпением жду и техничных российских и казахстанских этапов, и, конечно, дюн китайской пустыни ».

Стефан Петерансель (пилот Peugeot Sport): «Выходя на старт, ты всегда надеешься победить. И нашей целью, конечно, является победа, но в этот раз нам, Peugeot Sport, будет сложнее, чем в прошлом году. Для меня та гонка завершилась не очень хорошо, но теперь я нацеливаюсь на хороший результат ».

Нассер Аль-Аттия (пилот Toyota Overdrive): «Выступая на „Шёлковом пути“ в 2009 и 2010 годах, мы познакомились с трассами в России, Казахстане и Туркменистане, но в 2017-м это ралли станет гонкой года! „Шёлковый путь“ растёт огромными темпами, все хотят выиграть этот марафон. Но этот вызов нужно принимать с умом, ведь сражение будет плотным и очень долгим. Я очень уважаю Peugeot, но не боюсь их. Я побеждал их уже дважды ».

Айрат Мардеев (пилот «КАМАЗ-мастер»): «Думаю, в 2017 году категория грузовиков подарит и участникам, и болельщиком невероятные эмоции. На старт выйдут все лучшие команды, так что борьба получится захватывающе. Все решат дюны пустыни Гоби - столь же красивые, сколь и коварные. Главными факторами станут опыт и хладнокровие, так что мы рассчитываем побороться за новую победу ».

Жерар де Рой (пилот Petronas De Rooy Iveco): «С тех пор как я последний раз гонялся в России, Казахстане и Китае у меня остались отличные воспоминания. Именно поэтому я так хочу выступить на ралли „Шёлковый путь“-2017. Я не сомневаюсь, что Владимир Чагин и его команда приготовили для нас невероятную гонку. Я выйду на старт за рулём нового грузовика Iveco, так что какое-то время потребуется на адаптацию, но я полностью уверен в технике. Наша цель - побеждать на этапах, и кто знает, если всё пойдёт действительно хорошо, я, Артур Ардавичус или Тон ван Генгутен сможем выиграть ».

По материалам пресс-службы РАЛЛИ «ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ» 2017

По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, российский президент на форуме «Один пояс — один путь» в Пекине предложит инициативы по разработке рентабельных транспортных маршрутов.

«Наш президент вместе с председателем КНР и генеральным секретарем ООН выступит на церемонии открытия форума. Имеется в виду, что Владимир Владимирович представит российское видение перспектив экономического развития на евразийском континенте. Он предложит ряд конкретных инициатив по выстраиванию кратчайших рентабельных и эффективных транспортных маршрутов через территорию России и по доставке грузов на всем протяжении от Атлантики до Тихого океана», — сказал он.

В посольстве КНР в Москве «Газете.Ru» пояснили, что много путаницы в самом названии проекта нового Шелкового пути и форума, который состоится в Пекине. Это форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века). «Цель проекта — совместное построение «Пояса и пути», что позволит лучше использовать преимущества каждой страны-участницы и превратить экономическую взаимную дополняемость в новые драйверы развития не только для Китая, но и для мировой экономики», — пояснили «Газете.Ru».

Китай никому не навязывается

Проект может быть реализован только «на основе общих интересов и общей ответственности», уточняют в посольстве, добавляя, что Китай никому не навязывает участие в проекте.

Пока двусторонние договоры о сотрудничестве с Китаем подписали 40 государств, включая ключевые европейские страны, европейский рынок рассматривается китайскими властями как ключевой для экспортеров. Однако интерес к проекту высказывали и представители Аргентины, Филиппин и Шри-Ланки. Официальный Пекин дает понять, что в перспективе Шелковый путь может быть проложен не только в Европу, но и в страны Средней Азии и в Африку.

Китай предложил инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) еще в 2013 году.

А в 2016 году общий объем торговли Китая со странами вдоль Шелкового пути уже составил $954 млрд, или 25,7% от общемирового объема торговли.

Самое сложное для России — эффективно вписаться в реализацию масштабного китайского проекта. Ушаков на брифинге в пятницу уточнил, что Путин как раз предложит инициативы по сопряжению разнообразных интеграционных процессов, идущих в Европе и Азии, на основе универсальных принципов и норм ВТО.

Первые шаги России в этом направлении были сделаны еще в мае 2015 года, когда было подписано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Председатель Си Цзиньпин и обсуждали детали такого сопряжения не единожды, последний раз — на полях саммитов и в Уфе. В настоящее время эксперты из и Академии общественных наук КНР готовят концепцию Большого евразийского партнерства.

Эта концепция подразумевает строительство высокоскоростной магистрали Москва - Пекин и газотранспортной магистрали «Сила Сибири». В Шелковый путь могут быть вписаны возможности БАМа и Транссиба, а также мощности Дальневосточного порта. Путин расскажет на форуме о преимуществах действующих в России транспортных коридоров, пояснил Ушаков.

«Практическим измерением стали, например, совместные инвестиции компаний двух стран в различные проекты.

В одной только в неэнергетической сфере уже реализуются проекты на сумму свыше $15 млрд.

Другим измерением являются переговоры по торгово-экономическому соглашению с Китаем. На форуме может быть дан новый импульс этим переговорам», — пояснил «Газете.Ru» федеральный чиновник, участвующий в пекинском форуме.

В состав российской делегации входят представители бизнеса — глава , глава , председатель наблюдательного совета «Базового элемента» , глава , глава , владелец , глава . Однако, как отметил Ушаков, Россия и Китай не планируют по итогам переговоров лидеров двух государств подписывать какие-либо крупные соглашения. Ушаков отметил, что такие соглашения планируется подписать позднее, в ходе визита в Россию .

Однако в субботу, 13 мая, стало известно, что РФПИ, Российско-китайский инвестфонд, ряд ближневосточных инвестфондов и группа компаний «Ви Холдинг» договорились о совокупных инвестициях в проект развития территории бывшего аэродрома Тушино на северо-западе Москвы. Совокупные инвестиции в проект составят более 90 млрд рублей. Соответствующее соглашение было подписано 13-го числа в ходе визита Путина в КНР.

Даже если проект Шелкового пути не принесет для России реальной выгоды, Китай все равно останется ключевым экономическим партнером России. Сейчас доля КНР во внешнеторговом обороте России составляет 14%. По итогам 2016 года товарооборот вырос на 4%, до $66 млрд. По итогам первого квартала 2017 года товарооборот между Россией и Китаем вырос в долларовом эквиваленте на 29,3% ($18,5 млрд).

О том, что негативные тенденции в товарообороте двух стран преодолены, подтвердили и в Китая. «В торговле с Россией мы восстанавливаем прежнюю динамику. Восстановление началось еще в первой половине прошлого года. Меняется сама структура импорта и экспорта», — говорит директор департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цунюнь.

«Ранее по итогам визита вице-премьера Чжана Гаоли и его встречи с Путиным на 99% согласованы контракты на сумму $90 млрд», — сказал представитель МИД Китая.

Во время встречи с первым вице-премьером России на четвертом заседании российско-китайской межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству в апреле была одобрена идея создания двух фондов, которые будут заниматься инвестициями в российскую горнодобывающую и металлургическую отрасли, а также в инфраструктурные и девелоперские проекты. Готовятся контракты в сфере автомобиле- и авиастроения, космоса, металлургии.

Россия гонит в Китай нефть и газ

Впрочем, основой товарооборота остаются нефть и газ. По итогам прошлого года Россия вышла на первое место по объемам экспорта нефти в Китай (52,5 млн тонн), опередив Саудовскую Аравию.

Реализуется также проект строительства газопровода в КНР, предусматривающий ежегодные поставки 38 млрд кубов газа. С участием китайских партнеров продвигается проект «Ямал СПГ», продолжается строительство второй очереди из двух энергоблоков Тяньваньской АЭС.

Имеются договоренности о строительстве дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета и тяжелого гражданского вертолета. Есть шанс и на интерес китайцев к высокоскоростной магистрали Москва - Казань.

«Развитие китайской концепции Экономического пояса Шелкового пути сулит ряд выгод как для России, так и для ЕАЭС в целом», — считает , директор Центра интеграционных исследований развития.

Один из экономических эффектов может быть достигнут в результате роста грузоперевозок по оси Китай - Европа, полагает эксперт. Потенциал трансъевразийского транзита можно оценить в 4% от перевозок, идущих сейчас по морю.

По его словам, речь идет о премиальных высокомаржинальных грузах.

Развитие транспортных коридоров, проходящих через Россию, полезно для повышения связанности внутренних регионов России - Урала и Сибири. Если транспортные меридианы получат развитие на территории России, от этого выиграют и Китай, и Евразийский союз, и даже страны Центральной Азии.

У китайского мегапроекта имеется и оборотная сторона. Невыгодная для России. Когда проект Шелкового пути наберет обороты, он создаст проблемы для российского бизнеса. Ему придется еще жестче конкурировать с китайскими товарами — в России, на евразийском рынке и лояльных нам ранках Центральной Азии и Северной Африки.

В итоге китайские партнеры станут конкурентами.

С такой постановкой вопроса категорически не согласен посол России в КНР . «Конкуренции я не заметил. Наоборот, Россия и Китай — крупные партнеры, и нам необходимо задействовать наши преимущества», — сообщил посол «Газете.Ru» на брифинге в Пекине.

ПЕКИН, 13 мая - РИА Новости, Жанна Манукян. Прошло более трех лет с тех пор, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Назарбаев Университете в Астане, впервые упомянул идею создания экономического пояса Шелкового пути. За это время о концепции, которую теперь называют "один пояс — один путь", узнали и заговорили во многих странах. Более того, в предстоящие два дня лидеры около 30 стран, в том числе президент России Владимир Путин, а также более тысячи экспертов, представителей международных организаций, соберутся в Пекине на специальный международный форум, чтобы обсудить пути реализации этой идеи.

Отношение к китайской концепции строительства экономического пояса Шёлкового пути, которая по-прежнему остается достаточно расплывчатой, в мире неоднозначное. Китай позиционирует ее как шанс на продвижение глобального экономического сотрудничества, которое принесет благо всем вовлеченным странам. Скептики же видят в китайской инициативе гегемонистские планы и желание усилить свое влияние, сравнивая ее с планом Маршалла.

Начало пути

В сентябре 2013 года, когда Си Цзиньпин в своей речи, вспоминая историю древнего Шелкового пути, также говорил о необходимости усовершенствования трансграничной транспортной инфраструктуры, о готовности Китая участвовать в создании транспортных сетей, соединяющих восточную, западную и Южную Азию, что создало бы благоприятные условия для экономического развития региона. Председатель КНР также говорил о целесообразности упрощения правил торговли и инвестирования для ликвидации торговых барьеров, повышения скорости и качества экономических операций в регионе.

В целом идея "одного пояса и пути" заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. В нее входит два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с востока на запад на льготных условиях. Этот экономический коридор должен соединить Азиатско-тихоокеанский регион на востоке с развитыми европейскими странами на западе. Население вовлеченных стран насчитывает более 3 миллиардов, а общий объем ВВП около 21 триллиона долларов.

Инициатива предполагает создание шести составляющих экономических коридоров: Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Китай-Индокитайский полуостров, Китайско-пакистанский экономический коридор и Евразийский сухопутный мост. Поставленную цель предполагается достичь посредством строительства дорог, портов, мостов и других инфраструктурных объектов, а также заключением соглашений о зонах свободной торговли.

В 2014 году Китай объявил о том, что выделит 40 миллиардов долларов на создание Фонда Шелкового пути, который будет заниматься финансированием проектов "пояса и пути". Кроме того, в январе 2016 года в Пекине начал работу инициированный Китаем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

По сообщениям и подсчетам китайских СМИ, начиная с 2013 года, более 100 стран и международных организаций позитивно откликнулись на инициативу. В ее рамках было подписано около 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве. Китайские компании инвестировали около 50 миллиардов и построили 56 зон торгово-экономического сотрудничества в 20 странах "пояса и пути", создав в общей сложности 180 тысяч рабочих мест для жителей этих государств.

Заместитель главы государственного комитета по реформам и развитию Нин Цзичжэ в преддверии форума заявил, что общий объем зарубежных инвестиций Китая в следующие пять лет составит около 600-800 миллиардов долларов. При этом основная часть инвестиция пойдет в страны вдоль "пояса и пути".

"За" и "против"

Несмотря на казалось бы благородные цели Китая, некоторые эксперты называют китайскую инициативу "пояса и пути" "современной версией американского плана Маршалла", нацеленную на распространение своего влияния и установление гегемонии.

Главный печатный орган Компартии Китая, газета "Жэньминь жибао", в опубликованном комментарии в ответ на это заявила, что "западные комментаторы с предубеждениями холодной войны смотрят на инициативу.

"Инициатива "Пояс и путь", ориентированная на ответственность, взаимовыгодное сотрудничество и искреннее стремление к совместному развитию, предоставила миру ответ Китая на вызовы современности — сбалансированную, справедливую и всестороннюю модель развития… Открытость, инклюзивность и взаимная выгода — особенности инициативы "Пояс и путь", благодаря которым она завоевала поддержку международного сообщества", — пишет издание.

Многие европейские страны открыто выразили поддержку инициативе "пояса и пути", в том числе глава европейской дипломатии Федерика Могерини и канцлер Германии Ангела Меркель. Великобритания стала первой развитой западной экономикой, изъявившей желание вступить в АБИИ.

Лидеры нескольких стран ЕС подтвердили свое участие в предстоящем форуме. Впрочем, как пишет газета South China Morning Post со ссылкой на европейских дипломатов в Пекине, они плохо себе представляют, что означает идея Китая, и согласились принять участие, чтобы не портить отношения и получить больше информации о проекте. "Уже прошло три года с тех пор, как Си Цзиньпин объявил об инициативе, но мы все еще пытаемся понять, что она значит и что нам с ней сделать?" — цитирует издание европейского дипломата, который пожелал остаться неназванным.

Европейские дипломаты, как пишет издание, утверждают, что у лидеров их стран нет больших ожиданий относительно итогов предстоящего саммита. Они просто хотят больше узнать об этой инициативе.

В стороне от китайского проекта остаются США со своим главным союзником в Азии - Японией. Ни США, ни Япония не присоединились к АБИИ и лидеры этих стран также не приедут на предстоящий форум. Лишь в пятницу стало известно, что США все-таки решили направить представителя и им станет сотрудник Совета национальной безопасности, отвечающий за азиатское направление, Мэтью Поттингер.

Эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай", директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин считает, что в проекте "один пояс, один путь" все же больше геополитики, чем экономики.

"Я считаю, что проект "Один пояс — один путь", прежде всего, геополитический, а уже потом экономический. Во-вторых, как экономический проект, он нацелен прежде всего на развитие западных районов Китая. В-третьих, рано еще ждать конкретных результатов, потому что прошло еще очень мало времени. Четвертый тезис: сам проект, если учесть китайские внешнеполитические концепции, это продолжение одной и той же политики: политики открытости Дэн Сяопина, политики Цзян Цзэминя под девизом "идти вовне". По мере роста Китая ему нужно все больше рынков, все больше сырья. Это — одна и та же идея, которая сегодня получила новую, достаточно удачную форму — "один пояс — один путь", — сказал Ларин РИА Новости.

По словам эксперта, "в китайском проекте больше геополитики, чем экономики, потому что главная идея геополитических доктрин Китая — это мирное окружение, а мирное окружение можно создать прежде всего экономическими методами — в этом Китай на 100% уверен". По мнению Ларина, в этом же заинтересована и Россия. Это — точка соприкосновения. Когда появляются конкретные интересы, они порой не совпадают и сильно расходятся. Однако они согласуются в процессе переговоров.

Руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев в свою очередь отмечает, что Китай не навязывает соседним странам свой проект. "Он основан на том, что в Китае есть большая экономическая мощь, огромные запасы капитала, огромный опыт в строительстве инфраструктуры, большие рынки и т.д. И он готов это предоставлять окружающему миру для того, чтобы совместно развиваться", — сказал в беседе с РИА Новости Габуев.

Отвечая на вопрос, оправданы ли опасения, что от проекта Шелкового пути выиграет только Китай, он высказал мнение, что это будет "зависеть от мастерства переговорщиков и от того, как они умеют отстаивать свои экономические интересы".

Россия на Шелковом пути

В мае 2015 года лидерами России и Китая было принято совместное заявление о сопряжении двух концепций — концепции построения экономического пояса Шелкового пути и концепции развития Евразийского экономического союза.

Габуев отмечает, что ожидания российской стороны от реализации китайского проекта Шелкового пути пока не оправдались. "Россия пока в "поясе и пути" увидела не так много, поскольку все ожидания того, что придет масса дешевых денег или политически мотивированных денег, не оправдались", — сказал эксперт РИА Новости.

По словам Габуева, "единственно, где крупные инвестиции зашли в Россию, это вложение в Ямал СПГ и Сибур через фонд Шелкового пути, но это скорее Китай использовал фонд, как финансовый кошелек, не связанный с мировой финансовой системой и имеющий иммунитет от американских санкций". Он отметил, что ведутся также переговоры о заключении соглашения по снижению нетарифных барьеров между Евразийским союзом и Китаем, но "они (переговоры) будут идти несколько лет".

Как в свою очередь отмечает Ларин, у России и Китая есть общая идея — сотрудничество в рамках единой большой Евразии, однако с конкретными проектами "тяжелее". "С конкретными проектами — тяжелее. Происходят регулярные, непрекращающиеся попытки найти одну, вторую, пятую, двадцатую точки соприкосновения и через конкретные проекты двигаться к большей цели", — добавил он.

Исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский считает, что проект строительства нового Шелкового пути в перспективе открывает большой потенциал для России.

"Потенциал огромный, потенциал большой, интересный. Тут вопрос весь в инициативе, в проработке, в защите собственных интересов, в нахождении точек соприкосновения для синергии, а не для разобщенности", — сказал он в беседе с РИА Новости. В то же время он напомнил, что проект находится в стадии разработки, определения основных путей развития.

В целом Канавский отметил, что в Деловом совете ШОС рассматривают инициативу создания экономического пояса Шелкового пути как часть общих тенденций евроазиатского экономического сотрудничества.

ПЕКИН, 13 мая - РИА Новости, Жанна Манукян. Прошло более трех лет с тех пор, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Назарбаев Университете в Астане, впервые упомянул идею создания экономического пояса Шелкового пути. За это время о концепции, которую теперь называют "один пояс — один путь", узнали и заговорили во многих странах. Более того, в предстоящие два дня лидеры около 30 стран, в том числе президент России Владимир Путин, а также более тысячи экспертов, представителей международных организаций, соберутся в Пекине на специальный международный форум, чтобы обсудить пути реализации этой идеи.

Отношение к китайской концепции строительства экономического пояса Шёлкового пути, которая по-прежнему остается достаточно расплывчатой, в мире неоднозначное. Китай позиционирует ее как шанс на продвижение глобального экономического сотрудничества, которое принесет благо всем вовлеченным странам. Скептики же видят в китайской инициативе гегемонистские планы и желание усилить свое влияние, сравнивая ее с планом Маршалла.

Начало пути

В сентябре 2013 года, когда Си Цзиньпин в своей речи, вспоминая историю древнего Шелкового пути, также говорил о необходимости усовершенствования трансграничной транспортной инфраструктуры, о готовности Китая участвовать в создании транспортных сетей, соединяющих восточную, западную и Южную Азию, что создало бы благоприятные условия для экономического развития региона. Председатель КНР также говорил о целесообразности упрощения правил торговли и инвестирования для ликвидации торговых барьеров, повышения скорости и качества экономических операций в регионе.

В целом идея "одного пояса и пути" заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. В нее входит два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с востока на запад на льготных условиях. Этот экономический коридор должен соединить Азиатско-тихоокеанский регион на востоке с развитыми европейскими странами на западе. Население вовлеченных стран насчитывает более 3 миллиардов, а общий объем ВВП около 21 триллиона долларов.

Инициатива предполагает создание шести составляющих экономических коридоров: Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Китай-Индокитайский полуостров, Китайско-пакистанский экономический коридор и Евразийский сухопутный мост. Поставленную цель предполагается достичь посредством строительства дорог, портов, мостов и других инфраструктурных объектов, а также заключением соглашений о зонах свободной торговли.

В 2014 году Китай объявил о том, что выделит 40 миллиардов долларов на создание Фонда Шелкового пути, который будет заниматься финансированием проектов "пояса и пути". Кроме того, в январе 2016 года в Пекине начал работу инициированный Китаем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

По сообщениям и подсчетам китайских СМИ, начиная с 2013 года, более 100 стран и международных организаций позитивно откликнулись на инициативу. В ее рамках было подписано около 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве. Китайские компании инвестировали около 50 миллиардов и построили 56 зон торгово-экономического сотрудничества в 20 странах "пояса и пути", создав в общей сложности 180 тысяч рабочих мест для жителей этих государств.

Заместитель главы государственного комитета по реформам и развитию Нин Цзичжэ в преддверии форума заявил, что общий объем зарубежных инвестиций Китая в следующие пять лет составит около 600-800 миллиардов долларов. При этом основная часть инвестиция пойдет в страны вдоль "пояса и пути".

"За" и "против"

Несмотря на казалось бы благородные цели Китая, некоторые эксперты называют китайскую инициативу "пояса и пути" "современной версией американского плана Маршалла", нацеленную на распространение своего влияния и установление гегемонии.

Главный печатный орган Компартии Китая, газета "Жэньминь жибао", в опубликованном комментарии в ответ на это заявила, что "западные комментаторы с предубеждениями холодной войны смотрят на инициативу.

"Инициатива "Пояс и путь", ориентированная на ответственность, взаимовыгодное сотрудничество и искреннее стремление к совместному развитию, предоставила миру ответ Китая на вызовы современности — сбалансированную, справедливую и всестороннюю модель развития… Открытость, инклюзивность и взаимная выгода — особенности инициативы "Пояс и путь", благодаря которым она завоевала поддержку международного сообщества", — пишет издание.

Многие европейские страны открыто выразили поддержку инициативе "пояса и пути", в том числе глава европейской дипломатии Федерика Могерини и канцлер Германии Ангела Меркель. Великобритания стала первой развитой западной экономикой, изъявившей желание вступить в АБИИ.

Лидеры нескольких стран ЕС подтвердили свое участие в предстоящем форуме. Впрочем, как пишет газета South China Morning Post со ссылкой на европейских дипломатов в Пекине, они плохо себе представляют, что означает идея Китая, и согласились принять участие, чтобы не портить отношения и получить больше информации о проекте. "Уже прошло три года с тех пор, как Си Цзиньпин объявил об инициативе, но мы все еще пытаемся понять, что она значит и что нам с ней сделать?" — цитирует издание европейского дипломата, который пожелал остаться неназванным.

Европейские дипломаты, как пишет издание, утверждают, что у лидеров их стран нет больших ожиданий относительно итогов предстоящего саммита. Они просто хотят больше узнать об этой инициативе.

В стороне от китайского проекта остаются США со своим главным союзником в Азии - Японией. Ни США, ни Япония не присоединились к АБИИ и лидеры этих стран также не приедут на предстоящий форум. Лишь в пятницу стало известно, что США все-таки решили направить представителя и им станет сотрудник Совета национальной безопасности, отвечающий за азиатское направление, Мэтью Поттингер.

Эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай", директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин считает, что в проекте "один пояс, один путь" все же больше геополитики, чем экономики.

"Я считаю, что проект "Один пояс — один путь", прежде всего, геополитический, а уже потом экономический. Во-вторых, как экономический проект, он нацелен прежде всего на развитие западных районов Китая. В-третьих, рано еще ждать конкретных результатов, потому что прошло еще очень мало времени. Четвертый тезис: сам проект, если учесть китайские внешнеполитические концепции, это продолжение одной и той же политики: политики открытости Дэн Сяопина, политики Цзян Цзэминя под девизом "идти вовне". По мере роста Китая ему нужно все больше рынков, все больше сырья. Это — одна и та же идея, которая сегодня получила новую, достаточно удачную форму — "один пояс — один путь", — сказал Ларин РИА Новости.

По словам эксперта, "в китайском проекте больше геополитики, чем экономики, потому что главная идея геополитических доктрин Китая — это мирное окружение, а мирное окружение можно создать прежде всего экономическими методами — в этом Китай на 100% уверен". По мнению Ларина, в этом же заинтересована и Россия. Это — точка соприкосновения. Когда появляются конкретные интересы, они порой не совпадают и сильно расходятся. Однако они согласуются в процессе переговоров.

Руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев в свою очередь отмечает, что Китай не навязывает соседним странам свой проект. "Он основан на том, что в Китае есть большая экономическая мощь, огромные запасы капитала, огромный опыт в строительстве инфраструктуры, большие рынки и т.д. И он готов это предоставлять окружающему миру для того, чтобы совместно развиваться", — сказал в беседе с РИА Новости Габуев.

Отвечая на вопрос, оправданы ли опасения, что от проекта Шелкового пути выиграет только Китай, он высказал мнение, что это будет "зависеть от мастерства переговорщиков и от того, как они умеют отстаивать свои экономические интересы".

Россия на Шелковом пути

В мае 2015 года лидерами России и Китая было принято совместное заявление о сопряжении двух концепций — концепции построения экономического пояса Шелкового пути и концепции развития Евразийского экономического союза.

Габуев отмечает, что ожидания российской стороны от реализации китайского проекта Шелкового пути пока не оправдались. "Россия пока в "поясе и пути" увидела не так много, поскольку все ожидания того, что придет масса дешевых денег или политически мотивированных денег, не оправдались", — сказал эксперт РИА Новости.

По словам Габуева, "единственно, где крупные инвестиции зашли в Россию, это вложение в Ямал СПГ и Сибур через фонд Шелкового пути, но это скорее Китай использовал фонд, как финансовый кошелек, не связанный с мировой финансовой системой и имеющий иммунитет от американских санкций". Он отметил, что ведутся также переговоры о заключении соглашения по снижению нетарифных барьеров между Евразийским союзом и Китаем, но "они (переговоры) будут идти несколько лет".

Как в свою очередь отмечает Ларин, у России и Китая есть общая идея — сотрудничество в рамках единой большой Евразии, однако с конкретными проектами "тяжелее". "С конкретными проектами — тяжелее. Происходят регулярные, непрекращающиеся попытки найти одну, вторую, пятую, двадцатую точки соприкосновения и через конкретные проекты двигаться к большей цели", — добавил он.

Исполнительный секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский считает, что проект строительства нового Шелкового пути в перспективе открывает большой потенциал для России.

"Потенциал огромный, потенциал большой, интересный. Тут вопрос весь в инициативе, в проработке, в защите собственных интересов, в нахождении точек соприкосновения для синергии, а не для разобщенности", — сказал он в беседе с РИА Новости. В то же время он напомнил, что проект находится в стадии разработки, определения основных путей развития.

В целом Канавский отметил, что в Деловом совете ШОС рассматривают инициативу создания экономического пояса Шелкового пути как часть общих тенденций евроазиатского экономического сотрудничества.

Похожие публикации