Биография. Кровопусков Виктор. Спортивная биография Шансы у саблистов в Рио есть

О том, помогают ли родные стены, какое фехтование показывают в кинофильмах и с кем ему больше нравилось сражаться.

Во взрослую сборную я попал довольно поздно - в 25 лет, но рвался туда постоянно, будучи запасным. Всегда брали любого запасного, кроме меня (смеется). Правда на первом своем чемпионате попал в финал, где было шесть человек, и я стал пятым. А в команде мы проиграли. У нас было серебро. Да, тогда мы это считали проигрышем. Вообще, саблисты тех времен, я имею в виду нашу команду, других медалей кроме золотых не хотели. Остальные призовые места считались за неудачу. Так что можно сказать, что первый мой чемпионат мира в Гетеборге и был, собственно, неудачным.

- Сам город помните?

Единственное, что помню, там тогда можно было смотреть фильмы из разряда "Эммануэль". У нас такого тогда не было. Ходили смотреть.

- В Гренобле уже была совсем другая история?

Я был вторым в личных соревнованиях и мы выиграли в команде. У нас тогда была очень сильная команда. Владимир Назлымов, Виктор Сидяк, Эдуард Винокуров. Одни имена сами за себя говорят. А в 1975 году я не попал в финал и понял, что серебро в предыдущем году совсем не означает попадание в финал в следующем. Вообще, уже тогда конкуренция была очень серьезная - любой спортсмен из двадцатки сильнейших мог выиграть.

- Основными конкурентами были итальянцы или венгры?

На Олимпиаде мы всегда бились с итальянцами. Они говорили: самые сильные мы и русские. Преемственность в итальянском фехтовании, конечно, впечатляет. Я дрался с Альдо Монтаной, а у него сын теперь стал олимпийским чемпионом. Вот такая у них школа, у венгров тоже, теперь у французов. Отдельно сильные спортсмены есть много где, но понятие школы, оно все-таки доминирует.

- На французском говорите?

Ни на каком языке не говорю свободно, кроме русского.

- Как с соперниками общались?

После банкетов как-то находили общий язык (смеется).

- К домашним соревнованиям у вас какое было отношение?

Могу сказать, что я, например, "Московскую саблю" не выигрывал. Вообще дома выиграл только один турнир - Олимпиаду.

- Вас наверняка накручивали перед Играми в Москве.

Накручивали, говорили, что проиграть не имеете права. Первую встречу для жеребьевки проиграли, сразу вызвали на ковер, начали кричать. Перед ними стоят золотой и серебряный призер, а их отчитывают, будто они не хотели выигрывать. В спорте иногда и проигрывают, случается (смеется). Вообще, многие боялись перегореть, я просто все эти накрутки старался убирать из головы.

- Как?

Просто говорил себе "убираю это из головы" (смеется). Вообще, никогда не нужно думать о конечном результате, нужно думать о ближайшем поединке, о ближайшем бое, как нанести первый удар, как не пропустить первый удар. Без этого не будет никакого конечного результата.

- Неудобные соперники были?

Я не любил драться с венграми, любил драться с итальянцами.

- А с Кровопусковым, думаете, любили драться?

Не знаю. Думаю, что не очень (смеется).

Золотая Олимпиада

- Как начался тот день, когда вы выиграли золото домашней Олимпиады?

Наверное, это было обычное утро, как на всех соревнованиях. Такие дни, как правило, начинаются одинаково, но заканчиваются особенным образом. Правда осознание все равно происходит потом.

- Вы тоже не сразу осознали значимость той победы?

Потом пришло. К тому же после личных у нас командные соревнования. Знаете, как у нас говорят? Когда в личном, ты выигрываешь один, когда побеждаешь в команде, то выигрывают все.

- Финал, наверное, помните во всех деталях!

Финалы складывались хорошо. Вообще, у нас полуфиналы всегда проходили тяжело. На самом деле, когда проигрывал в полуфинале, мне уже драться не хотелось за третье место, потому что для нас эта бронза была проигрышем.

- Какие впечатления у вас остались от Игр 2012 года в Лондоне? Там саблистам не удалось завоевать золото.

Олимпиада - это особые соревнования, особый статус, особый подход. На Олимпиадах в фехтовании может случиться буквально все - вспомните пекинскую, когда выигрывали китайцы. Тут уже дело не в рейтинге, это один день, который решает все.

- Леше Якименко советы даете?

Советы даю только когда меня попросят. У него есть свой тренер. Мой взгляд - взгляд человека со стороны. А Леша, он ведь спортсмен мирового уровня, с огромным опытом. Он сам давно все знает.

- Говорят, он как раз может перегореть перед соревнованиями.

Это всем свойственно в какой-то мере. Мне вот жаль, что у него часто случаются травмы.

- Вас в кино никогда не звали сниматься?

Участвовал как-то в съемках, но это было не художественное кино. Помните фильм "Арап Петра Великого" (фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", по мотивам произведения А.С. Пушкина "Арап Петра Великого")? Вот там наши армейские спортсмены в съемках участвовали. Вообще, никакого фехтования в кино нет. Не надо путать сценическое фехтование со спортивным.

- Смешно смотреть на фехтование в художественных фильмах?

Вы видели, как фехтуют в "Д"Артаньян и три мушкетера"? Это и правда смешно.

- Зато мушкетеры песни поют!

Да! Это мюзикл! И совсем необязательно там все делать по правилам спортивного фехтования.

Родился 29 сентября 1948г., Москва, заслуженный мастер спорта, фехтование на саблях. Олимпийский чемпион 1976, 1980г.г. в личных и командных соревнованиях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979г.г. в командных соревнованиях, чемпион мира 1978г. в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976г. в личных и командных соревнованиях. В 1979г. признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Однажды на пресс-конференции по окончании личного турнира саблистов одна зарубежная журналистка попросила объяснить происхождение его фамилии, не означает ли она врожденной агрессивности. Виктор с юмором отвечал, что фамилия его очень древняя, истинно русская и свидетельствует о предках самых добрых намерений - врачевателях. Народный метод лечения - пускание крови - жив и до сих пор.

Фехтованием он начал заниматься в 13 лет. Первый его тренер сразу выделил Виктора. Ему разрешили выступить на первенстве Москвы среди мальчиков его возраста, хотя он только три месяца учился владеть саблей, завоевал 3 место.

Не раз Виктор терпел неудачи на первенствах школьников Москвы и чемпионатах СССР, но к 18 годам он выполнил норматив мастера спорта. К тому времени относится его встреча с Д.А.Тышлером, который становится его наставником. Попав в ЦСКА, Виктор в течение полугода победил всех юниоров Москвы, успешно выступил на всесоюзном турнире и завоевал путевку на молодежное первенство мира. Дебют оказался удачным - Виктор стал чемпионом мира. Первая высота взята. Но в сборную страны он долго не мог попасть: чтобы пробиться в ее состав, надо быть на уровне сильнейшего по планете.

В 1972 году, в канун Игр XX Олимпиады, Кровопусков пробился в финалы буквально всех турниров, имел победы над всеми сильнейшими зарубежными саблистами, выдержал экзамен "на прочность", пробиваясь в финалы крупнейших турниров, но на Игры в Мюнхен все-таки не поехал.

В 1973 году Кровопускова впервые включили в состав сборной СССР, на первом же своем чемпионате мира он попал в финальную шестерку. На втором своем чемпионате мира в 1974 году Кровопусков завоевал серебряную медаль, а в 1975 - вместе с командой стал чемпионом мира. Перед Монреалем он уже носил титул двухкратного чемпиона мира в командных соревнованиях.

На Олимпиаде в Монреале в 1976 году в командных соревнованиях он стал лидером среди более знаменитых фехтовальщиков: в финале соревнований по сабле он не проиграл не одного боя. Тренировал его тогда знаменитый фехтовальщик Марк Ракита. Специалисты утверждают, что Виктор Кровопусков обладает исключительной мощностью, быстротой передвижения по дорожке, широким техническим арсеналом, тактической смелостью, способностью вести бой с предельной эмоциональной отдачей. Он умел с математической точностью рассчитать момент атаки. Его фехтование настолько технически непогрешимо, что даже профессионалы, видя его впервые, не сразу замечают, что он левша.

В 1977 году из-за травмы (полный разрыв ахиллова сухожилия), он был вынужден пропустить чемпионат мира, но уже через год, выступая на чемпионате мира в Гамбурге, Кровопусков смог завоевать золотую медаль. А еще через год он был признан лучшим саблистом года, вновь подтвердив славу прекрасного бойца на чемпионате мира в Мельбурне. И, наконец, летом 1980 года сумел сделать свой второй олимпийский дубль.

Лучшие дня

Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:242
Инга Лепс

Виктор Кровопусков: «Мне не нравится современное сабельное фехтование»

В середине февраля в столице России завершился этап Кубка Мира по фехтованию «Московская сабля». В тридцать третий раз звание победителя оспаривали саблисты, в пятый раз за титул чемпионки боролись саблистки. За поединками наблюдал самый титулованный фехтовальщик ХХ столетия Виктор Кровопусков. Более 30 лет назад Виктор завоевал олимпийское «золото», он множество раз поднимался на высшую ступень пьедесталов почета мировых чемпионатов. Работал тренером в России, Иране, Китае, Турции и Египте. Судил крупнейшие состязания. До сих пор его сердце и душа болеют за любимый вид фехтования – саблю.

Наша справка. Виктор Алексеевич Кровопусков.

Родился 29 сентября 1948 года в Москве. Выступал за ЦСКА (Москва), военнослужащий. Заслуженный мастер спорта (1976). В сборную команду СССР входил с 1973 по 1986 год. Чемпион Олимпийских игр 1976 и 1980 годов в личном и командном первенстве по фехтованию на саблях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979, 1983, 1985 годов в командных соревнованиях, чемпион мира 1978 и 1982 годов в личном зачете. Серебряный призер чемпионата мира 1974 в личном первенстве, 1973 в командном. Чемпион СССР 1976 года в личных и командных соревнованиях. В 1979 году Международной федерацией фехтования признан лучшим саблистом мира. Награжден орденом Ленина (1980). Живет в Москве.

Пользуясь случаем, наш корреспондент Татьяна Колчанова попросила выдающегося мастера клинка оценить эволюцию сабли за последние 30 лет.

- На Ваш взгляд, что изменилось в сабельном фехтовании за эти годы?

Изменилось все. Я фехтовал, когда не было электрофиксаторов ударов, и судейство было субъективным. Иногда арбитры «видели» удары, нанесенные тобой, только потому, что за твоими плечами были победы на олимпиадах и чемпионатах мира. Твой авторитет работал на тебя. И наоборот, тем, кому судьи не хотели присуждать победу по разным соображениям, приходилось совершать на дорожке чудеса. Наш прославленный саблист Яков Рыльский, который трижды становился чемпионом мира в личном зачете, для того, чтобы судьи заметили его удары в поединке с известным польским спортсменом Ежи Павловски, методично отрубал пуговицы на куртке соперника. Такого не мог не заметить ни один даже самый предвзятый арбитр. А сколько раз за эти годы менялись правила? Вспомните, как зрелищны и красивы были атаки, когда были разрешены скрестные шаги и атака «стрелой»! Сегодня это совершенно другой вид спорта. Как ни странно, многие изменения принимались якобы в угоду тому, чтобы повысить зрелищность и сделать фехтование более понятным для зрителей. А в итоге в молниеносных схватках результативный удар может рассмотреть только специалист экстра класса, да и то, из десяти ударов, как минимум пять каждый арбитр увидит по-своему. Это происходит еще и потому, что Международная федерация фехтования (ФИЕ) избрала при выборе судей не очень верную политику. Крупные соревнования вплоть до Олимпийских Игр поручают судить арбитрам из стран, где фехтование только делает первые шаги. А мы прекрасно знаем, что судьями не рождаются. Для того чтобы быстро ориентироваться в ситуации, складывающейся на дорожке, надо самому быть фехтовальщиком или тренером. В результате этой политики спортсмены отказываются от сложных атак, защит, не говоря уже о многоходовых фехтовальных фразах, которые раньше приводили в восторг даже не искушенных зрителей. На «Московскую саблю» приходили, чтобы получить удовольствие, наблюдая за звездами сабельного фехтования. Поединки советского саблиста Виктора Сидяка и итальянца Альдо Монтано можно было снимать, как художественный фильм. Столько в них было экспрессии, мощи, артистизма!

- Что же все-таки за эти годы сабля потеряла и что приобрела?

- Я выскажу свое субъективное мнение. Мне кажется, что десяток лет назад сабельные поединки были поинтереснее. Потому что они состояли из большого количества ярких приемов. Сегодня приемов я не вижу. Практически ни один саблист в мире сегодня не исполняет контр темп, перехват удара, мало атак с действием на оружие, даже контратаки с разрывом дистанции редкость на сегодняшний день. Да, бойцы стали пофактурнее: выше ростом, более атлетичными и скоростными. Они неплохо обучены, но выполнять приемы попросту боятся. Потому что прав оказывается не тот, кто перехитрил соперника, а тот, кто на долю секунды быстрее ударил.

- Повлияли ли изменение в сабле на расстановку сил в мире?

На любых международных соревнованиях в мое время, да и спустя 10-15 лет после того, как я зачехлил саблю, всегда можно было отличить соперников по принадлежности к национальной фехтовальной школе. Свои особенности имели советская, итальянская, венгерская, польская, румынская школы. О французской школе говорить не буду, тогда французы были бойцами средней руки. Сейчас этого нет. Различия мизерные, да и то они характеризуют не школу, а индивидуальные особенности конкретного спортсмена. Практически все делают одно и то же. 70% успеха на фехтовальном помосте имеет тот, кто быстрее ударит. А это приводит к потере зрелищности, которая всегда повышается, если есть красивые фехтовальные розыгрыши, многоходовые атаки, защиты, контрзащиты. Средний уровень саблистов в мире сегодня очень высок, а вот настоящих звезд почти нет.

- Кто же тогда сегодня выигрывает, если все одинаковые?

Тот, кто на данные момент в лучшей спортивной форме, лучше себя чувствует на дорожке, плюс делает чуть больше приемов, чем его соперник. Обидно, что тренеры эксплуатируют чисто физические данные бойцов – рост, скорость, выносливость. А ведь недаром фехтование всегда называли быстрыми шахматами. Все, что происходило на дорожке, просчитывалось в уме фехтовальщика на несколько ходов вперед. Поэтому побеждали самые разные спортсмены – высокие и маленькие, быстрые и медлительные, тонкие и толстые. Преимущество имели те, кто освоили тактику и стратегию поединка. Если быть честным перед самим собой, мне не нравится современное сабельное фехтование.

Еще несколько лет назад, наши выдающиеся саблисты, наблюдая за поединками девушек на своем виде оружия, откровенно посмеивались и говорили, что это не сабля, а другой вид оружия.

А я с удовольствием смотрю на женское сабельное фехтование. Именно благодаря тому, что в женском фехтовании скорости естественно ниже, впоединках девушек присутствует то, что почти безвозвратно ушло из мужского сабельного фехтования. Они делают приемы! Атаки, контратаки, защиты, а если добавить к этому большее, чем у мужчин, выражение эмоций, то становится понятно, почему болельщикам нравится этот новый вид фехтования. Я думаю, что именно на поединки саблисток на олимпиаде в Пекине соберется наибольшее количество зрителей.

С одной стороны, современные правила фехтования на саблях убавили зрелищность в поединках, но, с другой, согласитесь, позволили спортсменам из некогда не фехтовальных держав приблизиться по уровню мастерства к лидерам. В частности, это касается спортсменов из Китая.

- Я работал тренером в Китае. Могу сказать, что любой китайский спортсмен, который приезжает на международные соревнования, имеет хороший средний уровень. Все они добротные спортсмены. Они много тренируются, принимают участие во многих международных соревнованиях, их тренеры тщательно изучают противников и передают эти знания воспитанникам. Благодаря этому они все чаще попадают в финалы крупнейших соревнований. А в фехтовании, так же как и в фигурном катании, нужно чтобы тебя заметили. Если говорить о китайских фехтовальщиках, то большое значение имеет еще и тот факт, что прежде, чем попасть в национальную сборную, они проходят у себя в стране колоссальный отбор. Я, например, работал в провинции, в которой живет 250 миллионов человек. А представляете, насколько мотивированным становится спортсмен, пройдя через такое горнило. Кроме того, с китайцами работали и работают ведущие тренеры мира. Поэтому уже в ближайшее время эти спортсмены будут представлять опасность для всех соперников.

Виктор Кровопусков

(Родился в 1948 г.)

Советский фехтовальщик. Чемпион игр XXI Олимпиады в Монреале (Канада), 1976 год. Чемпион игр XXII Олимпиады в Москве (СССР), 1980 год

Друзья шутили, что фамилия у саблиста Кровопускова как нельзя лучше подходит фехтовальщику и заранее нагоняет страх на соперников. На какой-то из пресс-конференций его фамилией заинтересовалась зарубежная журналистка и попросила объяснить, не кроется ли в ней намек на агрессивность его далеких предков.

Но Виктор отшутился, сказав, что его предки были, скорее всего, лекарями. Как известно, в старину пускание крови было универсальным средством от многих болезней.

Тем не менее шутки по поводу «зловещей» фамилии Кровопускова начались сразу же, как только он пришел в секцию фехтования. Но шутки шутками, а всего через три месяца после начала занятий тринадцатилетний Виктор уже выступал на первенстве Москвы среди мальчиков своего возраста, где занял в итоге третье место.

Как и многие прекрасные саблисты - например, Виктор Сидяк, - Кровопусков оказался левшой, что всегда очень неприятно для противника, которому может показаться, что он сражается с собственным зеркальным отражением. К тому же, как сразу отметили тренеры, у Виктора оказался характер победителя. Поражений он не терпел, хотя пока побеждал далеко не всегда.

И тем удивительнее показалось тренерам неожиданное решение четырнадцатилетнего паренька бросить секцию фехтования. Прозанимался он ровно год и вдруг перестал ходить на тренировки. Друзьям ничего не объяснял, можно только догадываться, что занятия, на которых подолгу отрабатывается одно-единственное движение, показались ему скучными, а соревнования, на которых можно было показать себя во всем блеске, случались очень редко.

Но прошел год, и Виктор вернулся в секцию. Надо полагать, фехтование его все-таки зацепило, и с течением времени он понял, что без него жизнь не та. И вновь доказал тренерам, что у него есть характер. Неудачи на соревнованиях школьников Москвы, а потом и на юношеских первенствах страны случались у него частенько, но он упрямо повторял, что обязательно станет чемпионом страны.

Первый шаг к этому Кровопусков сделал в 1967 году, выиграв Всесоюзный юношеский турнир. В следующем году ему исполнилось 20 лет, и в честь этого знаменательного события Виктор завоевал в Лондоне звание чемпиона мира в молодежном первенстве.

Тогда же в его жизни произошло еще одно важное событие - он перешел в клуб ЦСКА, где его тренером стал Давид Тышлер, знаменитый специалист в фехтовании на саблях, воспитавший многих чемпионов.

За ЦСКА тогда выступали лучшие саблисты мира, олимпийские чемпионы Марк Ракита, Виктор Сидяк, Владимир Назлымов. Тренироваться вместе с ними было для молодого фехтовальщика великой честью и прекрасной школой. Однако постепенно и сам Кровопусков становился мастером. В 1972 года, накануне игр XX Олимпиады в Мюнхене, он побеждал на различных турнирах лучших саблистов мира, но. в олимпийскую сборную так и не попал.

В Мюнхене выступали его старшие товарищи. Блестящего успеха добился Виктор Сидяк, став олимпийским чемпионом в личном турнире саблистов. Для Марка Ракиты, олимпийского чемпиона 1964 и 1968 годов в командном первенстве саблистов, игры в Мюнхене были уже последними в спортивной карьере. Он был на пять лет старше Сидяка, на десять Кровопускова и уже готовился к тренерской работе.

В Мюнхене Ракита, увы, выбыл из турнира уже в предварительных состязаниях. Не повезло сборной СССР и в командном турнире, которая проиграла в финале саблистам Италии.

Когда Давид Тышлер ушел из клуба ЦСКА в институт физкультуры, где возглавил кафедру, как раз Марк Ракита стал тренером Виктора Кровопускова. Ракита готовил своего бывшего товарища по команде к победной для того Олимпиаде 1976 года в Монреале.

В финале личного турнира самые упорные бои Кровопускову пришлось вести с. Владимиром Назлымовым и, особенно, с Виктором Сидяком, чемпионом личного турнира прошлой Олимпиады. В этом поединке Кровопусков победил, нанеся решающий удар при счете 4: 4. Победа над Назлымовым была одержана со счетом 5: 3. Победил Кровопусков и всех остальных своих соперников, причем итальянец Марио-Альдо Монтано, двукратный чемпион мира, был настолько раздосадован проигрышем, что отшвырнул в сторону саблю и ударил маской об пол.

А вторую свою золотую олимпийскую медаль в Монреале Виктор Кровопусков выиграл в командном турнире саблистов, сражаясь за победу вместе со своими недавними соперниками по личному турниру Владимиром Назлымовым и Виктором Сидяком. Таким образом, они тоже стали олимпийскими чемпионами. К этому Назлымов добавил серебряную медаль за личный турнир, а Сидяк - бронзовую.

К московской Олимпиаде 1980 года Кровопусков подошел не в лучшей форме. В предыдущие годы удачи чередовались с неудачами. К тому же в 1977 году он получил тяжелую травму - порвал ахиллово сухожилие и долго восстанавливался. Правда, в следующем году сумел выиграть чемпионат мира, а в 1979 году завоевал серебряную медаль.

Начиналась Олимпиада для Кровопускова нелегко. В первом туре он занял только третье место, одержав две победы и потерпев два поражения. Но уже в следующем туре зрители вновь увидели прежнего блестящего фехтовальщика-виртуоза. Теперь Кропусков выиграл все пять боев, победив и своего старого соперника по прошлой Олимпиаде Марио-Альдо Монтано.

В финал, кроме самого Кровопускова, вышли итальянец Микеле Маффей, венгр Имре Гедёваре, два болгарина - братья-близнецы Васил и Христо Энтрополски. Компанию им составил еще один советский саблист Михаил Бурцев.

Словом, повторилась та же история, что и на прошлых Олимпийских играх: первый финальный бой Кровопускову пришлось вести со своим товарищем по команде Михаилом Бурцевым. Поединок саблистов, тренирующихся у одного тренера и прекрасно знающих друг друга, стал украшением турнира. Для Кровопускова он сложился драматично: при счете 4: 4 он пропустил решающий пятый удар. Теперь надо было побеждать всех остальных соперников. И надеяться, что Бурцев хотя ба в одном своем бою потерпит поражение.

Надежды на это, увы, таяли. Кровопусков в самом деле одерживал одну победу за другой, но то же самое делал и Михаил Бурцев.

И все-таки судьба улыбнулась Кровопускову - в последнем, решающем для себя бою Бурцев проиграл Имре Гедёвари. Теперь все должно было решиться в повторном поединке между двумя советскими фехтовальщиками. «Это был, - вспоминал потом Кровопусков, - мой самый трудный бой. Миша прекрасно знал все мои слабые и сильные стороны. Ему удалось поймать меня в начале, но при счете 1: 3 он перестроился, и в конце концов мне удалось перехитрить его».

Кровопусков выиграл бой со счетом 5: 3, хотя сначала соперник был куда ближе к победе. Золотая олимпийская медаль ускользнула от Бурцева в самый последний момент, и тем не менее побежденный нашел в себе мужество крепко обнять победителя.

Им обоим еще предстояло вместе добывать победу в командном турнире саблистов, где бок о бок с ними выступали также Виктор Сидяк и Владимир Назлымов. И вновь, как и в Монреале, Виктор Кровопусков добавил к золотой медали, завоеванной в личном турнире, вторую золотую медаль за победу в командном первенстве. Теперь он стал уже четырехкратным олимпийским чемпионом.

На игры XXIII Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе Кровопусков, как и все советские спортсмены не поехал. Но продолжал одерживать победы на различных турнирах вплоть до 1986 года, когда решил, наконец, завершить свою карьеру в большом спорте.

Сейчас Виктор Кровопусков на тренерской работе, иногда выступает на турнирах ветеранов.

Судя по всему, характер победителя не изменяет ему и теперь. Так, например, недавно на шутливый вопрос корреспондента, как мог бы сложиться его гипотетический поединок с мушкетерами Дюма, четырехкратный олимпийский чемпион на полном серьезе ответил:

«У знаменитого гасконца и его друзей шансов не было бы, – и пояснил: – При всем моем уважении к мушкетерам и их искусству владения оружием, при том, что они постоянно участвовали в войнах и дуэлях, им обнажать оружие приходилось реже, чем современным спортсменам. Скажем так, боевой практики у меня побольше будет».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Юлий Виктор (IV в.) ритор Когда сталкиваешься с горюющим, утешай кратко, так как рана кровоточит даже тогда, когда к ней прикасаются

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Виктор Кузен (1792-1867 гг.) философ, политический деятель Всякая подлинно историческая нация призвана осуществить определенную

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

автора

Виктор Амадей I Из Савойской династии. Король Сицилии в 1713–1720 гг. Король Сардинии в 1720-1730 гг.Ж.: 1) с 1684 г. Анна, дочь герцога Орлеанского Филиппа I (род. 1669 г. ум. 1732 г.); 2) с 1729 г. Анна Терезия, графиня Сан-Себастьяно (род. 1678 г. ум. 1769 г.).Род. 1666 г. ум. 1732 г.Виктор Амадей унаследовал

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Виктор Амадей II Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1773-1796 гг. Сын Карла Эммануила I и Поликсены Гессен-Рейн-Роттенбургской.Ж.: с 1750 г. Мария, дочь короля Испании Филиппа V (род. 1729 г. ум. 1785 г.).Род. 1726 г. ум. 16 окт. 1796 г.Виктор Амадей был государем добрым и

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Виктор Эммануил I Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1802-1821 гг. Сын Виктора Амадея II и Марии Испанской.Ж.: с 1789 г. Мария Терезия, дочь герцога Модены Фердинанда (род. 1773 г. ум. 1832 г.).Род. 1759 г. ум. 1824 г.Виктор Эммануил соединял с добросердечием ограниченный ум,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Душенко Константин Васильевич

ГЮГО, Виктор (Hugo, Victor, 1802–1885), французский писатель 1049 Искусство быть дедом (Искусство быть дедушкой). Загл. сб. стихотворений («L’art d’?tre grand p?re», 1877) 1050 Можно сопротивляться вторжению армий, нельзя сопротивляться вторжению идей. «История одного преступления», памфлет

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

КУЗЕН, Виктор (Cousin, Victor, 1792–1867), французский философ 931 Нам нужна религия ради самой религии, мораль ради самой морали, искусство ради самого искусства. «Курс философии» (1818; опубл. в 1836), лекция 22 («Об истине, красоте и добре») ? Knowles, p. 238 Выражение «искусство для искусства»

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ВИКТОР ДОЦЕНКО Доценко Виктор Николаевич родился 12 апреля 1946 года в поезде на станции Остаповка под Черниговом, детство провел в Омске. Был чемпионом Сибири по многоборью; мастер спорта. Учился в МВТУ им. Баумана, на экономическом факультете МГУ, в Высшем экономическом

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВИННИКОВ Виктор Владимирович (1903-1973); ТИПОТ Виктор Яковлевич (1893-1960); КРАХТ Владимир Константинович (1904-1972) 83 То, что должен знать матрос: / Майна, вира, стоп и СОС.Кто не знает, кто не понимает, – / Амба!Куплеты Фомы и Филиппа из оперетты «Вольный ветер» (1947), дейст. 1, карт. 1;

Кровопусков Виктор Алексеевич (род. в 1948) - российский спортсмен, четырехкратный чемпион Олимпийских игр 1976 и 1980 гг.: в личных турнирах и в составе сборной СССР. Несколько раз был чемпионом мира в личных и командных соревнованиях. Чемпион СССР.

Виктор Кровопусков родился 29 сентября 1948 г. в Москве. Фехтованием впервые занялся в четырнадцать лет, но через год бросил тренировки. Вернулся к ним только через два года и сразу же попал на глаза тренеру Льву Корешкову.

Характер Виктора отличался твердостью, самолюбием и желанием постоянно одерживать победы. Его не надо было заставлять тренироваться, скорее наоборот, его чуть ли не силой приходилось уводить из зала. В юноше жила уверенность, что он лучше всех и обязательно выиграет чемпионат СССР.

До 1968 г. ощутимых результатов, кроме упорства, не было. Проигрывать Кровопусков не умел. Зачастую, не понимая причины проигрыша, он спорил с судьями и нередко был с ними некорректен. Со вспыльчивостью ученика боролся тренер, объясняя, что своей грубостью он восстанавливает арбитра против себя. Постепенно такая простая истина прочно вошла в голову молодого спортсмена, и конфликтов с судьями становилось все меньше и меньше. Одновременно с этим стало расти число побед.

Первую крупную победу Кровопусков одержал на Всесоюзном юношеском турнире, который проходил в Ворошиловграде в 1967 г. Ровно через год в Лондоне Виктор выигрывает первенство мира среди молодежи. На чемпионате его замечает тренер Давид Тышлер, у которого Кровопусков начинает заниматься сразу же после возвращения из Лондона.

У Тышлера тренировались такие сильные фехтовальщики, как Ракита, Сидяк и Назлымов. Все трое были чемпионами Олимпийских игр. Таким образом, Виктор оказался в благодатной среде асов. Чемпионы совместно с тренером тянули новичка вверх, не подозревая, что однажды он обыграет их и достигнет величайшего успеха, которого не было еще ни у одного русского фехтовальщика.

Кровопусков сильно расстроился, когда его решили не брать в команду на Олимпийские игры 1972 г. Тренер не знал, как успокоить своего ученика, но тот заявил, что собирается побить всех на следующей Олимпиаде.

За два года до начала монреальских Олимпийских игр Тышлер возглавил кафедру фехтования в Центральном институте физкультуры, передав своих учеников Раките. То, что новый тренер много лет знал Кровопускова не только как фехтовальщика, но и как человека, облегчило его работу с бывшим спарринг-партнером.

Свою первую золотую медаль на Олимпийских играх Виктор завоевал в 1976 г. в Монреале, как и обещал бывшему тренеру. Финальные встречи он провел со своими товарищами, Назлымовым и Сидяком. Их бои нельзя было назвать интересными, т. к. за многие годы совместных тренировок и соревнований они настолько изучили технику друг друга, что никакая, даже самая хитроумная ловушка не могла застать противника врасплох. Но Кровопусков все же одержал победу, считая, что ему просто повезло.

Выиграв бой у своих, Виктор уже не мог позволить себе проиграть иностранцам. Его победы достались ему довольно легко, несмотря на то что его соперниками были знаменитые фехтовальщики мира. Лишь однажды, в бою с итальянцем Микеле Маффеем, он выиграл с минимальным перевесом 1: 0.

Не менее удачно проводили встречи Сидяк и Назлымов. В результате все медали достались русским спортсменам. Кровопусков завоевал в Монреале две золотые награды, в личном и командном первенстве.

В следующем году Виктор получил травму - порвал ахиллово сухожилие. Все думали, что он уже не сможет продолжать свою спортивную карьеру, но Кровопусков вновь вышел на помост и в 1978 г. во второй раз выиграл первенство мира, а в 1979 г. на аналогичных соревнованиях стал вторым.

На Олимпийских играх, проходивших в Москве в 1980 г., претендентов на золотую медаль было двое: русские сабельники - Кровопусков и его друг Бурцев. Сложно было сказать, кто победит в перебое, у них был один тренер и одна школа. Однако Виктор сумел изменить тактику и, сбив противника с толку, выиграл поединок.

Последнюю свою золотую медаль Виктор Кровопусков завоевал в 1986 г., еще раз став чемпионом мира.

Краткий биографический словарь

"Кровопусков Виктор" и другие статьи из раздела

Похожие публикации