Техника джит кун. Джит кун до - путь опережающего кулака. История Джит Кун-До

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличие от многих других боевых искусств в Джит Кун До не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для Джит Кун До. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность Джит Кун До, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать Джит Кун До как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг Брюса Ли", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести Джит Кун До к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция Джит Кун До просто не может реализоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "против", осознав, что на самом деле, на определенном уровне они неотличимы друг от друга. Понимание Джит Кун До - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знание в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению Джит Кун До, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно, что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают Джит Кун До как составной стиль военного искусства из-за его многоплановости и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров Джит Кун До может напоминать тай-боксинг или вин чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на дальней дистанции Джит Кун До походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как Джит Кун До не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно Джит Кун До это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец Джит Кун До руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и Джит Кун До - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

(с) Дэн Иносанто

Основные идеи

Брюс Ли в рамках своего искусства боя выдвинул два главных принципа:

1) единственно верный путь действия – это использование никакого конкретного пути!

2) единственное ограничение состоит в отсутствии всяких ограничений!

Боевой арсенал «Джит Кун До» представляет собой физическую сторону искусства, состоящую из наработанных Брюсом Ли технических приемов и движений. Все они берут свое начало из таких видов единоборств как кунг-фу, английский бокс, фехтование и других. Говоря о философии данного Боевого искусства, следует сказать то, что «Джит Кун До» ведет своего последователя к целостному пониманию жизни; при том, что даже поединок является микромоделью жизни. Человеку необходимо быть все время в движении, а действия его должны быть максимально простыми, соответствующими той или иной ситуации. А для этого важно уметь в полной мере использовать то, чем человек располагает на данный момент времени!

Философия

Однажды Брюс Ли и Дэн Иносенто ехали на машине, обсуждая искусство фехтования на шпагах. Брюс Ли сказал, что самым эффективным способом контратаки в фехтовании является так называемый «стоп-удар», то есть отражение выпада и контрудар, соединенные в одном движении. Идея заключается в том, что самый экономный способ нанести ответный удар - это прервать действия противника в их кульминационной точке.

«Мы должны назвать этот способ "стилем кулачного стоп-удара" или "стилем опережающего кулака", - предложил Брюс Ли.

«А как это будет звучать по-китайски?» - спросил Иносенто.

«Это будет называться джит кун до», - ответил Брюс Ли.

Не раз впоследствии Брюсу Ли приходилось сожалеть о том, что он изобрел термин джит кун до. «Это только термин, - говорил он. - Не стоит обращать на него слишком много внимания. Нет такой вещи, как стиль, если ты понимаешь саму суть боя». Брюс Ли совершенно не собирался создавать новый стиль единоборства.

Однажды кто-то сказал о религиях следующее: «Соберите Великих Учителей в одной комнате - и они во всем придут к согласию. Соберите их учеников в этой же комнате - и они будут спорить из-за всего!» Это же можно сказать и о боевых искусствах. Брюс Ли предвидел, что та же судьба может ожидать и его учение. Он часто говорил о сходстве между религией и боевыми искусствами. Он считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жизни, как и догмы ортодоксальных религий.

Точно так же Брюс не считал, что один человек должен навязывать свою веру остальным или, напротив, пассивно ждать, когда ему покажут истинный путь. Нет, человек должен нести ответственность за свою жизнь. Когда его однажды спросили, верит ли он в Бога, Брюс ответил: «Если Бог есть, то Он - в каждом из нас. Вы не можете просить Бога дать вам какую-то вещь, Бог - для вашего внутреннего мира».

Брюс строил свое отношение к жизни на вечных принципах даосизма и буддизма и больше всего его занимала мысль о воплощении живого духа, которым пронизаны подлинное искусство, религия и философия. Но этот дух жив только в тот момент, когда ты соприкасаешься с ним. Духовное просветление или философское озарение могут быть поняты человеком только в момент непосредственного переживания, а не при чтении о чьем-то чужом опыте. Брюс Ли знал, что искусство боя может быть постигнуто только через непосредственный опыт. Не следует никакое описание (в том числе и это) принимать за жизненный опыт.

(с) http://bruceinfo.nm.ru

Тактика ведения боя

Нападение в Джит Кун До: стратегия, скорость, тайминг, обманные движения, точный расчет

В стиле Джит Кун До (ДКД) почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки.

Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Вы должны начинать нападение, вооружившись волей, в ответ на действия противника или его пассивность. Например, можно предпринять успешное наступление, когда противник убирает руку с того направления, в котором вы собираетесь наступать. Другими словами, начинаете, когда это направление "открыто", а не "закрыто". Ваш противник движется в противоположном направлении и поэтому должен или совсем изменить направление движения или значительно скорректировать его, а это дает вам время для успешного нападения.

Простое нападение не всегда может закончиться удачно при разных противниках. Следует учиться варьировать нападение и защиту. Это будет мешать противнику, а вам поможет приспособиться к любому стилю борьбы.

Вы должны изучать противника. Используйте его слабости и учитывайте его сильные стороны. Например, если ваш противник обладает хорошей блокировкой, то вам нужно следить перед нападением какое-то обманное движение с тем, чтобы озадачить его и осложнить проведение блокировки.

Вид нападения зависит от вида защиты. Если ваш противник обладает такой же силой, что и вы, то вам будет трудно при нападении, если вы не помешаете организации его защиты. Например, чтобы осложнить противнику защиту руками, вам нужно построить свое нападение из полукруговых и круговых движений. Но эта техника не будет эффективной, если противник будет парировать ваши удары простыми блокировками со стороны. Поэтому ваше нападение должно быть основано на ожидаемой реакции противника.

Джит кун до – это метод легендарного Брюса Ли, используемый при обучении боевым искусствам. Дословно название метода переводится как «путь опережающего кулака», предоставляя бойцу полную свободу действий для дезориентации противника и легкой победы над ним. Примечательно, что система не имеет точного свода правил или набора технических приемов, она не относится к определенному стилю, а лишь помогает начинающему бойцу освоить ту или иную дисциплину. При этом процесс обучения направлен на освоение самой сути боевого искусства.

Многие исследователи боевых искусств называют джит кун до оригинальным стилем боя, созданным Брюсом Ли. На него пытались навешать ярлыки, вроде «кунг-фу Брюса Ли», однако подобные названия свидетельствуют лишь о том, что человек попросту не понимает самой сути ДКД.

Дело в том, что задуманный Брюсом Ли джит кун до не является боевой дисциплиной. Это также и не ответвление какого-либо искусства боя, которое можно было бы подогнать под рамки существующих на данный момент систем. Речь идет о методе обучения, который может свободно применяться не только в любом виде боевых искусств, но и повседневности.

История возникновения джит кун до


На сегодняшний день джит кун до преподается Дэном Иносанто – одним из наиболее известных учеников Брюса Ли

Первоначальные черты своей методики Брюс Ли заложил в 1967 году. Тогда он хотел разработать универсальный метод для защиты в уличной драке. В результате из этой идеи развилась совершенно независимая система, которая успешно вобрала в себя черты многих боевых искусств. Основной идеей ДКД является возможность выхода за рамки какой-то одной дисциплины, осознание свободы и открытости к самопознанию.

Таким образом, в джит кун до прослеживается влияние многих стилей восточных единоборств, таких как джиу-джитсу, кунг-фу, таэквон-до, филиппинский бокс и т. д. Эти техники обобщены и упрощены, к ним добавлена особая философия.

К примеру, из кунг-фу Брюсом Ли были убраны защитные стойки при сохранении перехватов, ударных техник и блоков. Он считал, что «простой путь – правильный путь».

В настоящее время известность джит кун до в мире поддерживается Образовательным Фондом Брюса Ли. Он был создан дочерью мастера и поддерживается его учениками и вдовой. Некоторые из учителей джит кун до смогли перенять знания от самого Брюса ли, а потому их опыт является особо ценным.

На данный момент дисциплина преподается Дэном Иносанто – одним из наиболее известных учеников Брюса Ли. Он создал свою школу боевых искусств, которая продолжает нести в массы наработки великого мастера.

Особенности джит кун до


Брюс Ли предпочитал называть джит кун до методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств

Вопреки устоявшемуся заблуждению, Брюс Ли не изобретал новый стиль борьбы. Он также не переделывал старые стили. Напротив, основной задачей джит кун до являлось освобождение бойца от каких-либо рамок, слепой зависимости от стиля, систем и правил. Брюс Ли сравнивал свой метод с зеркалом, которое отражает человека, изучающего его. Создавать же новое боевое искусство он считал бессмысленным.

Создав свой метод обучения, Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство, а пытался открыть своим ученикам философию, которую постиг сам. Ее лучше всего иллюстрировало выражение: «выживает наиболее приспособленный». Таким образом, джит кун до учит гибкости и гармонии с самим собой, а также рациональному применению собственных знаний и умений.

Учение базируется на умении приспосабливаться к окружению, принимать изменяющиеся обстоятельства и подстраиваться под них. Это умение хорошо как в бою, так и в повседневной жизни. Таким образом, использование одной и той же методики позволяет добиться успеха во многих областях.

Чтобы освоить джит кун до в совершенстве, бойцу следует принять следующие истины:

  1. Противник не является истинным врагом, настоящий враг – собственное «Я». В ходе боя противником человека становятся его собственные страхи и неуверенность. Физическая подготовка в данном случае может отходить на второй план.
  2. Выиграть – значит победить самого себя.
  3. Поборов собственные страхи и неуверенность, человек может справиться с любой задачей, будь то победа над сильным соперником или достижение поставленной жизненной цели.

Такая философия позволяет действовать на опережение. Когда соперник только продумывает свой удар, истинный мастер уже готовит контратаку. К сожалению, столь глубокое познание данного метода доступно лишь единицам.

Стиль борьбы и правила


Усовершенствованный стиль джит кун до в настоящее время развивается параллельно c традиционным

На сегодняшний день основы джит кун до позволили достичь успеха в боевых искусствах многим мастерам. Данная система с успехом преподается в ряде боевых школ, уча бойцов не зацикливаться на технике и расширять сознание.

Современный стиль джит кун до во многом обязан ученику Брюса Ли Дэну Инносанто. Он является единственным человеком, имеющим право официально использовать данное название и дополнившим технику приемами из муай тай и джиу джитсу.

Также усилиями Инносанто, в джит кун до были введены техники кали – старинного боевого искусства Филиппин. Это позволило значительно расширить рамки метода, помимо стандартных приемов используя техники боя на ножах, палках и различных подручных предметах.

Усовершенствованный стиль джит кун до в настоящее время развивается параллельно традиционной школе. Здесь вместо вышеописанных боевых техник используются классические приемы из каратэ и вин чун, а также целого ряда других азиатских дисциплин.

Поскольку джит кун до не предполагает каких-либо ограничений по ведению боя, то в ходе схватки может быть использовано практически любое оружие или подручные средства. Это могут быть шесты, кинжалы, мечи и т. д.

Отличия от каратэ и других видов боевых искусств


Жесткие боевые стойки в джит кун до практически не применяются

Несмотря на то, что джит кун до вобрал в себя черты множества стилей, данный метод сохранил свои первоначальные черты и остался непохожим ни на одну существующую боевую дисциплину. Особенности методики были тщательно проработаны Брюсом Ли, который умышленно внес в нее следующие изменения:

  1. Отсутствие прямолинейных ударов. Брюс Ли полагал, что нет никакой необходимости наносить удар противнику, полностью готовому к его отражению. Поэтому преимущество отдавалось обманным движениям, которые были призваны вывести оппонента из равновесия, заставив его открыться. Удар наносится в самый неподходящий момент, когда противник меньше всего готов к нападению.
  2. Жесткие боевые стойки почти полностью отсутствуют. Поскольку истинный боец должен уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям подобно воде, то в использовании жестких стоек не было никакой необходимости. Основой метода является быстрая приспосабливаемость к любому стилю боя, выбранному противником.
  3. Отсутствие упора на силу, ловкость и быстроту. Основной идеей метода является победа самого гибкого бойца. Естественно, неплохо быть сильным или ловким, но это вовсе необязательно. Куда важнее иметь возможность подстроиться под ситуацию, и приемы, используемые в бою, отлично иллюстрировали это убеждение.

Брюс Ли пытался не склонить людей к тотальному увлечению боевыми искусствами, а показать им саму суть своего учения, постичь которую можно было через тренировки.

Вместе с тем, джит кун до является современной системой боя, известной своей универсальностью. К примеру, освоив данный метод, боец сможет без труда проводить спарринги с оппонентами, занимающимися боевым самбо, различными видами рукопашного боя, вин чун, ушу, джиу джитсу и т. д. Возможно также и участие в смешанных чемпионатах.

Джит кун до в России


В ходе схватки может быть использовано практически любое оружие или подручные средства

В 2012 году в России была основана Федерация джит кун до. Это официальная организация, признанная полноправной и являющаяся представительством данного метода на территории РФ. Здесь каждый желающий может обучиться всем особенностям методики в соответствии с оригинальными концепциями, разработанными самим Брюсом Ли.

Федерация джит кун до была создана ввиду возрастающего интереса к данному искусству среди молодежи. В последнее время в России явно наметились тенденции к популяризации боевых дисциплин, и данный метод отлично подходит для воспитания подрастающего поколения. Он учит их гибкости и уверенности в себе, обеспечивая отличную подготовку к взрослой жизни.

Основой идеологии Федерации джит кун до является нравственное, духовное и физическое развитие личности, которое обеспечивается ввиду обучения боевому искусству. Подрастающее поколение не только получает навыки самозащиты – методика пропагандирует здоровый образ жизни, формирует правильный взгляд на вещи и терпимость к различным негативным факторам.

Помимо молодежи, на занятия по джит кун до в России могут записаться зрелые и даже пожилые лица. Данный метод рассчитан на занятия вплоть до преклонного возраста, ведь не так важна физическая форма бойца, как его дух и трезвость ума.

Российским представительством джит кун до была разработана специальная обучающая программа. Ее основой является применение боевой идеологии в повседневной жизни. Она базируется на изучении таких стилей, как бокс, май-тай, кунг-фу и т. д.

Градация по поясам предполагает 7 степеней, начиная от белого и заканчивая черным поясом, который выдается исключительно мастеру. Также под патронажем Федерации, на территории РФ ежегодно проводятся городские, областные и общероссийские чемпионаты.

Как выбрать тренера по джит кун до

Поскольку основой данной системы являются не столько боевые приемы, сколько сама философия, разработанная Брюсом Ли, то к выбору тренера следует отнестись со всей ответственностью. Лучше всего в данном случае не доверять частным тренерам, даже если они способны предоставить какие-либо сертификаты.

Поскольку в России существует Федерация джит кун до, то наиболее правильным решением будет обратиться в одно из ее представительств.

Занимаясь боевым искусством официально, ребенок или взрослый сможет гарантированно постичь основы данной методики. К тому же, у него появится возможность проявить себя в различных официальных чемпионатах как областного, так и общероссийского значения.

Преподавание в школах Федерации ведется только опытными тренерами, которые имеют внушительный послужной список. При этом контроль за процессом и условиями преподавания осуществляется в полном соответствии с мировыми стандартами.

Стоимость занятий


В джит кун до можно достичь высот мастерства вне зависимости от физической подготовки или возраста

Средняя стоимость занятий по джит кун до в России в целом соответствует ценам занятий другими восточными единоборствами. В зависимости от выбранных особенностей обучения, цена может составлять:

  1. От 4000 до 6500 рублей в месяц, если речь идет о групповых занятиях. Стоимость зависит от возраста ученика, уровня его подготовки и количества человек в группе. Чем больше будет желающих, тем, соответственно, дешевле будут занятия.
  2. Если говорить об индивидуальных занятиях с мастером, то здесь стоимость в значительной степени возрастает. Минимальная цена в Москве на часовое занятие по джит кун до составляет около 1000 рублей. Максимум может достигать 3000 рублей в час.

Специалисты советуют отдать предпочтение групповым занятиям, поскольку таким образом боец получит больше практических навыков и сможет провести бои с большим количеством оппонентов.

Джит кун до – это не столько боевая дисциплина, сколько жизненная философия, применимая буквально к любой ситуации. Она учит трезво мыслить, подстраиваться под конкретные условия и везде находить выход из ситуации.

Мастером по джит кун до можно стать вне зависимости от физической подготовки или возраста. Главное – это светлый ум и желание освоить данное учение. По этой причине заняться джит кун до следует людям неуверенным в себе, которым явно не помешает получение навыков владения ситуацией. Освоение методики будет полезным и для ребенка в период становления личности. Полученные знания помогут ему во взрослой жизни.

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

Брюс Ли – величайший мастер боевых искусств, актер, философ, сценарист – многогранная выдающаяся личность, для которого не было предела совершенству. Spike TV – американский кабельный канал показал увлекательный документальный фильм «Я Брюс Ли» об этом исключительном человеке.

Статья, представляющая советы от великого Мастера по достижению успехов в тренировках, будет полезна всем, кто решил что-то изменить в своей жизни, кто не рассматривает действительность как данность, кто настроен стать более дисциплинированным и открытым. Семь уроков Брюса Ли расскажут, как стать чище и свободнее, как полюбить жизнь.

В век интернета и новейших технологий на нас обрушивается огромное количество информации о различных технологиях по совершенствованию и развитию человека, его физической формы. В статьях о тренировочных программах, системах питания, различных тренингах и тестах много противоречивой и неоднозначной информации, в которой трудно найти что-то полезное для себя. Однако для тех, кто разбирается в вопросах, которые касаются совершенствования тела человека, все чаще встает вопрос, как увеличить эффект от упражнений и тренировок. Несмотря на огромный выбор предлагаемых программ и методик, часто противоречащих друг другу, каждый старается подобрать для себя оптимальный вариант, опираясь на собственные ощущения, знания и доступную информацию.

Наличие огромного количества методик и программ по этой теме, приводит к тому, что человек теряет уверенность в своих силах, становится уязвимым и нерешительным, снижается его самооценка. Трудно реально оценить события и поступки, если ты не уверен в себе и в своих возможностях. Познакомившись с некоторыми технологиями тренировок, оценив их действенность и полезность на своем опыте, хочется доказать всем вокруг, что твой путь – самый верный. Мнения, не совпадающие с нашей точкой зрения на выбранную программу тренировок, желание людей идти другим путем – все это вызывает непонимание и неуверенность.

Не отсутствие технических знаний о тренировочных курсах по совершенствованию тела приводит к сомнениям, а неумение философски подойти к пониманию обыденного, изменить отношение к событиям и к самому себе.

Семь уроков от Брюса Ли пригодятся каждому, кто хочет приблизиться к совершенству. Они применимы в любой сфере нашей жизни, так как речь идет не просто о физических тренировках и фитнесе, а о связи философских соображений Брюса Ли с современными тренировками и боевыми искусствами.

Проблемы, которыми занимался Брюс Ли, существовавшие 30-40 лет назад, актуальны и сейчас. Современная индустрия фитнеса и бодибилдинга сталкивается с теми же трудностями, что и тогда. Брюс Ли был великим мастером боевых искусств, и ему удалось создать свою собственную философскую систему, результаты которой трудно переоценить.

Это программа на все времена, и чтобы лучше понять ее смысл в применении к современным программам по совершенствованию тела человека, необходимо термины, которые использовал Брюс Ли, заменять выражениями, применимыми в современном фитнесе.

Например, битва – это тренировка, инструктор – тренер, стиль борьбы – это стиль тренировки, противник – это клиент, боевые искусства – это фитнес тренировки, Джит Кун До – смешанная тренировка и т.д. Если пользоваться современными терминами при ознакомлении с рекомендациями от Брюса Ли, можно постичь всю правоту и глубину его суждений, заключенных в семи уроках по совершенствованию физической формы человека.

Урок №1. Нет совершенных стилей и систем. Стиль «отсутствие стиля» — путь к достижению высоких результатов.

«Чтобы привлечь больше последователей, обычно принимаются определенные стандарты проведения тренировок, которые должны неукоснительно выполняться. Однако совсем не обязательно создавать большое разветвленное сообщество последователей, с усердием следующих правилам установленной системы. При такой организации занятий, можно стать заложником систематизированных тренировок и неукоснительных правил. Очень часто стандартные классические методы замедляют, сдерживают развитие в спорте. Те, кто занимается по таким четко определенным программам, практикуя однообразные упражнения, лишают себя движения вперед, часто оказываясь в тупике».

«Каждый стиль имеет свою собственную идею, поэтому применение определенного стиля часто разделяет людей. Однажды принятое направление в тренировках потом сложно изменить и принять что-то новое. Поэтому, если у вас нет стиля, значит, вы свободны в своем выборе, и можете сами решать, как выразить себя более полно. Стиль – это остановка, кристаллизация, а человек должен меняться и расти постоянно».

«Нельзя отрицать, что существуют стили тренировок, которые могут претендовать на признание, в некоторых из них есть полнота, здравый смысл и идея».

«Рассуждать кто лучше, а кто хуже, кто ошибается, а кто нет – не стоит».

«Самый высокий стиль техники – отсутствие техники. В тренировках не может существовать единственный метод. Однако должно быть глубокое понимание того, что и для чего делается».

Урок №2. Джит Кун До или смешанная тренировка – не специальный стиль, а самостоятельная теория тренировки.

«Джит Кун До – это не «новый стиль», подчиняющийся определенным стандартам, имеющий кардинальные отличия от другого метода тренировок. Нет. Для тех кто пользуется философией Джит Кун До есть надежда освободиться от подражания какому либо образцу и шаблону. Необходимо не забывать, что Джит Кун До – это не организация с вступающими в нее членами, а особый мир со свободным сознанием, мир, который можно сравнить с зеркалом, в котором отражаемся мы сами».

«Если занимающийся Джит Кун До спортсмен утверждает, что то, чем он увлечен и есть истинное Джит Кун До, он не до конца понимает концепцию этой философии. Его сознание до сих пор не освободилось от шаблонов и рамок. Он ограничен в выборе, и скорее всего еще не понял простого факта, что для истины не существует никаких стандартов и границ. Шаблоны, накопленные знания, признанные образцы не являются исключительной истиной в последней инстанции».

«Джит Кун До — это просто название. Назначение этой теории можно сравнить с лодкой, переправляющей человека на другой берег реки. Очутившись на другой стороне, оставьте лодку, она уже выполнила свое назначение, не тащите ее с собой, идите дальше налегке, стремясь только вперед».

Урок № 3. Только чуткий, наблюдательный человек может стать лучшим тренером, который считается с индивидуальностью спортсмена.

«Одно из основных правил хорошего тренера – постоянно меняться и приспосабливаться к индивидуальным качествам спортсмена. Знающий тренер не будет останавливаться на стандартной программе тренировок».

«Не стоит навязывать ученику программу, которая нравится тренеру. Настоящий учитель всегда направит ученика на путь познания самого себя, укажет на недостатки и слабые места».

«Можно очень скоро потерять свободу самовыражения, если заниматься по раз и навсегда принятым правилам тренировки. Этот путь ведет к остановке в развитии, к снижению результатов. Необходимо осознавать, что бой (тренировка) должен меняться в зависимости от ситуации, не привязываясь к личным вкусам и предпочтениям. Если этого нет, то очень скоро для спортсмена наступит разочарование в выбранной программе тренировки, вследствие чего результаты занятий будут неэффективными».

«Происходящее вокруг станет понятным, смысл вещей раскроется сам собой, если человек обладает внутренней гибкостью».

«Во время боя необходимо следовать правилу: ваши действия в бою должны стать тенью движений соперника. В то же время, ответ на выпады противника не должен быть шаблонным, заготовленным. Техника вашего боя создается как следствие техники соперника, каждое движение – это результат его движения. Поэтому нужна светлая голова, быстрая реакция и хорошая физическая форма».

Урок № 4. Правильный путь — всегда самый прямой и простой.

«В Джит Кун До высшей степенью совершенства является стремление к самому простому. Через понимание этой мысли приходит ясность о том, что необходимо больше тратить, а не хранить».

«Скульптор, создавая свой шедевр, отсекает от глыбы все лишнее. И только тогда, когда мастер убрал весь лишний материал, взору открывается произведение искусства. Так и в Джит Кун До идея состоит в том, чтобы отсечь все ненужное, несущественное».

«Самый правильный путь – простой путь. Нет никакой гарантии, что традиционные классические методы тренировки приведут к победному результату. Верный путь к успеху – эффективность».

Урок № 5. Напряженные тренировки не могут гарантировать спортивные успехи.

« Научиться , стоя на берегу – невозможно».

«Стоит помнить, что даже самые изнурительные тренировки и упражнения не смогут принести успеха. Конечная цель каждого, кто занимается борьбой – это реальная схватка, а тренировочный процесс – это лишь подготовка к спаррингу».

Урок № 6. Несложно научиться правильно двигаться, но не стоит ограничивать себя жесткими рамками.

«К каждому необходимо найти индивидуальный подход, только так можно научить человека действовать правильно. Это означает, что самой продуктивной будет та техника тренировок, к которому имеется склонность. Нужно выявить конкретные способности каждого и продолжать развивать их в заданном направлении».

«Большинство тренировочных программ есть не что иное как однообразное повторение определенных движений. В конце концов, при таком подходе быстро теряется индивидуальность человека».

Урок №7. Оставайтесь собой. Не стоит превращать обучение в подражание.

«Вам дана жизнь не для того чтобы оправдать чьи-то надежды и мечты, так же как и я здесь не затем, чтобы гарантировать исполнение ваших ожиданий».

«Запас знаний, накопленный в боевых искусствах (тренировках) в действительности означает самопознание».

Заключение.

Философия Брюса Ли, оставленная нам в наследство, помогает по-новому посмотреть на этот мир. Она учит ценить самое главное, не замечая мелкого вокруг. Открывший ее для себя, со временем начинает понимать важность многих вещей. Такой человек не станет вступать в напрасные споры о пользе конкретных тренировочных программ, он научится чувствовать сам, какой путь сможет принести пользу именно ему. Философия Брюса Ли – спокойное восприятие мира, понимание того, зачем мы здесь, кто мы и что делаем на этой земле.

Поединок Брюса ли с Чаком Норрисом

Стиль восточных боевых искусств Джит Кун был создан Брюсом Ли. Его название переводится как «путь опережающего кулака». На данный момент это достаточно популярный вид боевых искусств, его преподают почти во всем мире.

Брюс Ли предпочитал называть Джит Кун-До методом (ведения боя), а не стилем боевых искусств. По его мнению, этот метод можно использовать в любом другом виде единоборств. Первоначально он был предназначен для самообороны, например, в драке на улице. Техника боя Джит Кун-До включает в себя многие виды единоборств: Тай чи. Кунг-фу, Джиу-джитсу, филиппинский и английский бокс. Этот метод обобщает разные стили и техники, извлекает из каждого стиля самые стремительные и наиболее действенные удары. При этом у обучаемого формируется собственная философия, основывающаяся на стремлении к разумному (это роднит Джит Кун-До с Кунг-Фу). Используя элементы различных единоборств, Брюс Ли совершенствовал их, правильно сочетая и максимально упрощая некоторые из техник.

Создавая этот метод Брюс Ли считал, что в любом бое наиболее важны уверенность, совершенство навыков и точность расчета. При этом он старался свести к минимуму количество используемых движений и затрачиваемой энергии – Джит Кун-До предполагает правильное использование имеющейся физической силы без особых затрат времени на «накачивание». Тем самым методика Брюса Ли даже на самых ранних этапах постижения прекрасно противостоит любой бездумно применяемой грубой силе, что актуально при нападении на улице или во время массовой драки.

История Джит Кун-До :

Джит Кун-До получило распространение и популярность в мире благодаря известному последователю Брюса Ли – Дэну Иносанто. Он решил применять эту технику для усовершенствования освоенной им техники филиппинской школы восточных единоборств «Кали». Это единоборство представляет собой поединок с использованием одной или двух палок (прим. автора: такие палки обычно делались из бамбука – прочного и лёгкого материала), ножей или других попавшихся под руку предметов.

Также Дэн Иносанто взял название «Джит Кун-До» для своей школы единоборств, в память о великом мастере Брюсе Ли. Помимо этого есть другие школы, которые брали за основу приемы кунг-фу, каратэ, а также других стилей. В основу большинства таких школ легла техника под названием «Вин Чун» (это одна из наиболее применяемых техник Кунг-Фу). Ещё будучи маленьким мальчиком Брюс Ли занимался «Вин Чун», желание стать сильнее и уметь защищать себя и окружающих пришло Брюсу в голову после того как он себя замечательно показал в танцах. Природная грация и уверенность ему помогли за пару недель освоить тот комплекс тренировок, на который многие ученики тратят долгие месяцы, а некоторые не достигают его никогда.

По методике Джит Кун-До, принятой институтом Кунг-Фу, в обучение стилю Джит Кун-До входят 10 учебно-технических и 10 боевых комплексов. Помимо этого применяются различные тесты на скорость, частоту, форму и силу ударов, разбивание предметов, контактный спарринг с одним или несколькими противниками. В учебные технические комплексы были заложены основные виды атакующих ударов, защитных блоков, а также туда были включены различные способы передвижений, которые призваны показать, насколько готов человек к получению соответствующей квалификации. Если рассматривать глубже, то основа Джит Кун-До стоит в правильном движении, оно стоит в основе сильных атак и в правильной защите. Собирательным формам были даны названия различных представителей животного мира: собственно говоря, сами технические действия и их взаимосвязь в учебной форме похожи на движения соответствующих животных – и названия помогают ученикам учить и по обстановке применять тот или иной комплекс.

Похожие публикации