Арриго сакки тотальный футбол. Биография. Зонный принцип обороны

Арриго Сакки фотография

1972: после недолгой карьеры в любительском футболе и семи лет сложной работы в обувной фирме отца согласился стать тренером местной любительской команды.

1977: появляется в проффесиональном футболе в роле тренера молодежной команды "Чезены".

1982: становится главным тренером клуба серии "С" "Римини".

1983: переходит в "Фиорентину", где становится тренером дубля команды.

1985: переходит в "Парму", которая играет в серии "С". В дебютном для себя сезоне в роли тренера "Пармы" добивается повышения команды в классе.

1986: в матчи Кубка Италии "Парма" берет верх над "Миланом". Наставник победителей привлекает внимание президента "Милана" Сильвио Берлускони.

1987: становится тренером "Милана". При нем "Милан" выиграл скудетто, Суперкубок Италии (1989), два КЕЧ (1990 и 1991) и два МК (1990 и 1991). "Милан" показывает при нем Супер Футбол.

Лучшие дня

1991: Сакки назначен тренером сборной Италии, после ухода Адзельо Вичини, который ушел по причине не попадания итальянцев на Евро-92.

1996: Уходит из сборной по причине отвратительнго выступления сборной на Евро-96 (сборная не прошла в четвертьфинал уступив дорогу немцам и чехам).

1996-1997: несколько неудачная попытка возвращения в "Милан"; после череды неудач уходит и целый сезон комментирует матчи по ТВ.

11 мая 1998 года: продолжает тренерскую карьеру в мадридском "Атлетико". Подписав с ним двухлетний контракт, делает заявление, что это его последняя тренерская работа. Продает Виери в "Лацио" из-за того, оба не могли найти общий язык.

9 января 2001 года: спустя 14 лет Сакки возвращается в клуб, благодаря которому стал известностью - "Парму".

Экстравагантный итальянец Арриго Сакки

Как правило, о тренерской карьере задумываются уже на склоне футбольной карьеры, а вот у экстравагантного итальянца Арриго Сакки все было совсем подругому. Вопервых, профессиональным футболистом он так и не стал, ограничившись скромными любительскими клубами. Вовторых, тренировать футбольные команды он мечтал уже в детстве и с увлечением придумывал для сверстников диковинные тактические схемы.

Однако прежде Арриго пришлось учиться на бухгалтера, чтобы помогать отцу в ведении дел крошечного семейного предприятия, занимавшегося пошивом и продажи обуви. По делам «фирмы» ему приходилось немало разъезжать не только по Италии, но и по соседним странам, и при этом он не упускал возможности «вживую» увидеть игру лучших европейских клубов.

Сам же Арриго поиграл немного в любительской команде своей родной деревушки Фузиньяно неподалеку от Равенны, но быстро понял, что карьера игрока не для него. Зато в 1972 году, когда ему было 26 лет, впервые попробовал себя с тем же клубом «Фузиньяно» на тренерской стезе. Неожиданно для всех скромная команда победила в любительских соревнованиях. После этого Сакки пригласили тренироватьдругую любительскую команду. Наконец, его тренерские успехи заметили в профессиональном клубе «Чезена», выступавшим в Серии В - втором дивизионе итальянского футбола. Здесь молодой тренер начал работать с молодежной командой. А чтобы получить наконец тренерскую лицензию, Сакки окончил высшую тренерскую школу.

Поработав затем некоторое время в клубе «Римини» и с молодежным составом «Фиорентины», в 1985 году Сакки принял предложение возглавить «Парму», которая тогда выступала в третьем дивизионе. В первом же своем сезоне он сумел вывести клуб во второй дивизион. И, наконец, в начале 1986 года «Парма» сыграла два матча с «Миланом», и эти игры изменили тренерскую судьбу Арриго Сакки. Один матч был товарищеским, другой - на Кубок Италии, оба матча проводились в Милане на стадионе «СанСиро», и на обоих присутствовал миллиардер Сильвио Берлускони, толькотолько ставший президентом «Милана». Поскольку в обоих матчах победила «Парма», Берлускони пожелал познакомиться с Арриго Сакки поближе…

Словом, в 1987 году Сакки стал главным тренером «Милана». Чтобы возродить былую славу своего клуба, который в последний раз становился чемпионом Италии 8 лет назад, Берлускони не жалел средств, приобретая лучших футболистов, и собрал в «Милане» блистательное голландское трио - Рууд Гуллит, Франк Райкаард и Марко ван Бастен. Большинство итальянских клубов играли тогда в оборонительный скучноватый футбол, а Сильвио Берлускони хотел, чтобы «Милан» не просто побеждал, а показывал красивую, яркую игру. Как раз таким желаниям президента «Милана» и отвечали тренерские концепции Сакки.

Уже в первый сезон в 1987–1988 годах Сакки, квосторгу Берлускони и великого множества поклонников клуба, привел «Милан» к чемпионскому титулу, а вдобавок выиграл Суперкубок Италии. Ну а в следующие два сезона последовал фантастический взлет клуба на международной арене. 24 мая 1989 года в финальном матче Кубка европейских чемпионов «Милан» разгромил румынский клуб Стяуа» - 4:0. 2 гола забил Гуллит, 2 - ван Бастен. В этом же году «Милан» выиграл Суперкубок УЕФА, победив «Барселону». Наконец, третьим трофеем стал Межконтинентальный кубок - «Милан» обыграл парагвайский клуб «Олимпия».

Повторить столь невероятный успех на следующий сезон было невозможно, но Арриго Сакки это сделал! Второй раз подряд «Милан» завоевал Кубок европейских чемпионов - на этот раз победу над «Бенфикой» принес единственный гол Райкаарда. Второй раз подряд «Милан» выиграл Суперкубок УЕФА, обыграв другой итальянский клуб - «Сампдорию». Второй раз подряд «Милан» завоевал Межконтинентальный кубок, победив колумбийский «Атлетико Насьональ».

Арриго Сакки работал с «Миланом» и следующий сезон, но теперь не выиграл никаких трофеев. Поговаривали, что у тренера разладились отношения с Берлускони, который считал себя непревзойденным знатоком футбола и постоянно давал Сакки советы, мешавшие его работе. Как бы то ни было, уйдя в 1991 году из «Милана», Арриго Сакки принял приглашение возглавить сборную Италии.

К этому времени команда, которой до Сакки руководил Адзельо Вичини, потеряла все шансы на выход в чемпионат Европы 1992 года. Сакки же вывел ее на чемпионат мира 1994 года, проходивший в США. На самом чемпионате игра, которую показывала сборная Италии, вызывала шквал критики у спортивных журналистов и болельщиков: команда очень мало забивала, но всетаки с огромным скрипом двигалась вперед.

После группового турнира в группе Е, где играла команда Сакки, сложилась драматическая ситуация: все четыре команды - Мексика, Ирландия, Италия и Норвегия - набрали по 4 очка, одержав по одной победе, потерпев по одному поражению и по одному разу сыграв вничью. На том чемпионате с 4мя очками можно было выйти в одну восьмую финала и с третьего места, но у всех команда разница мячей равнялась нулю. Поэтому все решало, какая из команд больше мячей забила.

С разницей 3–3 на первое место вышла сборная Мексики. У сборных Ирландии и Италии разница была одинаковой - 2–2, но в личной встрече между ними ирландцы выиграли 1:0, поэтому они заняли второе место. А вот для сборной Норвегии эта турнирная «арифметика» оказалась трагедией. Норвежцы во всех трех играх забили лишь один мяч, но и пропустили только один, причем как раз в матче с Италией. Поэтому они оказались на последнем месте и были вынуждены покинуть чемпионат, несмотря на то, что единственную победу одержали над сборной Мексики, занявшей первое место…

Матч одной восьмой финала сборной Италии со сборной Нигерии мог окончиться сенсацией. За 2 минуты до конца встречи африканские футболисты выигрывали 1:0. И всетаки итальянцы, хоть и вдесятером (с поля был удален полузащитник Дзола), вырвали победу. За несколько секунд до окончания основного времени Роберто Баджо сравнял счет, а в дополнительное время он же забил решающий гол. Зато в четвертьфинале и полуфинале итальянцы выступили уверенно и с одинаковым счетом 2:1 победили сборные Испании и Болгарии.

В финальном матче, где команда Арриго Сакки играла против сборной Бразилии, и в основное, и в дополнительное время счет не был открыт. Сакки избрал откровенно оборонительный вариант: все итальянские футболисты были оттянуты назад, построив неприступные защитные редуты и выжидая удобных моментов для стремительной контратаки. Однако и бразильцы на этот раз должным образом позаботились об обороне своих ворот. По сути дела, итальянцам удалась лишь однаединственная контратака, но бразильцев выручил вратарь Таффарел.

Впервые в истории чемпионатов мира пришлось определять победителя финального матча в серии пенальти. Футболисты обеих команд явно нервничали - слишком велика была цена неудачного удара. Сохраняли хладнокровие только вратари. Бразилец Таффарел сумел отбить первый же мяч, пробитый итальянским защитником Барези. Тут же отличился и его итальянский коллега Пальюка, взяв мяч, пробитый Сантосом. Затем итальянцы и бразильцы забили по два мяча. Напряжение на стадионе достигло предела: какую из команд постигнет первая неудача? Неудачником оказался итальянец Массаро, пробивающий четвертый удар. Зато бразилец Дунга не промахнулся. Счет по пенальти стал 3:2 в пользу Бразилии. Пятый удар по бразильским воротам производил Роберто Баджо. Он обязательно должен был забить - только в этом случае у итальянцев сохранялась слабая надежда, что пятый бразилец промахнется и пенальти надо будет пробивать и дальше. Но Баджо сильным ударом послал мяч над перекладиной, а в следующее мгновение бразильцы бросились целовать друг друга. Они стали чемпионами мира в четвертый раз! А Арриго Сакки мог сделать четырежды чемпионами сборную Италии, но не сделал.

сайт и компания Grants делятся мыслями и высказываниями одного из величайших тренеров в истории футбола — Аригго Сакки.

Аригго Сакки по праву считается одним из главных новаторов футбола конца 80-х годов ХХ века. Возглавив Милан, итальянский специалист полностью изменил подход и видение самой популярной игры в мире, умело манипулируя тактическими схемами и применяя новации во время игры, что в итоге принесли немало побед в пользу Россонери. Благодаря именно Сакки Милан вернул былую мощь и значимость на международной арене, выиграв дважды подряд Кубок чемпионов и ряд других не менее престижных наград, а также сумел конкурировать с грозным в те времена Наполи в борьбе за скудетто.

Футбол — это самое важное дело из всех второстепенных.

Говорят, что хороший тренер должен быть в прошлом футболистом, но для того, чтобы стать классным жокеем, совсем не обязательно до этого быть лошадью.

У каждого тренера свои собственные методы.

Только одержимость позволит добиться того, чего не сделают другие.

Всегда, когда я ошибался в игроке, это было из-за его характера, но не из-за качества.

Акцент сегодня делается на результатах, а не на том, как хорошо вы работаете. Вы не можете построить небоскреб за день, но вы можете построить хижину.

Ваши предубеждения играют с вашими идеями.

Необходимы действия, а не слова.

Футбол был и будет единственным, о чем я могу говорить.

Победа может остаться в книгах, но пути ее достижения останутся в памяти людей.

В футбол играют сначала мозгами, а уж потом ногами.

Совершенной команды не существует.

Очень трудно интенсивно думать о двух вещах одновременно.

Помните, что пять процентов это интуиция, безумие, вдохновение, а девяносто пять - пот и учёба.

Весь футбол основывается на надежде. Если отобрать у маленькой команды мечту о повышении в классе - это конец.

Чтобы командовать на поле, нужны смиренность, решимость и железная тактика.

Лидером команды может быть только тот, кто является её душой. Мне нужны игроки, которые умеют выполнять любую работу, умеют защищаться и атаковать.

Чтобы выигрывать, нужен глаз, терпение, память и крепкая жопа.

Помните, что даже пенальти почти всегда выигрывает тот, кто его заслуживает. Не верно, как вы думаете, что это лотерея.

Учитываются только результаты.

Милан, который достался мне от Лидхольма, был хорошей командой, но некоторые футболисты не подходили моему проекту. Например, Агостино Ди Бартоломеи — отличный игрок, который, однако, не соответствовал моему видению. Потому он был мне не нужен. А еще Дарио Бонетти, выступавший за сборную, но постоянно путавший день и ночь.

На первых порах в Милане мне было тяжело, как на каждой новой работе. В команде ко мне отнеслись без предубеждений, но с недоверием. Я говорил неожиданные вещи о футболе — как о менталитете, так и о программах тренировок. В Италии, если помните, сожгли Джордано Бруно. На меня смотрели, как на еретика.

В Италии ты или гений, или осел. В обоих случаях можно не тренироваться.

Мне повезло с голландцами в атаке и итальянцами в тылу.

Однажды Галлиани сказал мне: "Арриго, ты можешь тратить, сколько хочешь, с этим нет никаких проблем!". "Нет, — ответил я. — Мы должны покупать футболистов, которые подходят команде. Если они стоят недорого, то это даже к лучшему". Тогда у вас будет больше терпения — часто, когда тратишь много, то сразу же требуешь результата.

Берлускони думает, что футбол - это спектакль множества солистов, я же полагаю, что это командный спорт. Но Кавальери всегда был демократичным и поддерживал мой выбор.

Гуллит - эмблема нашей игры, отнять у нас Гуллита всё равно, что отнять Марадону у Наполи, Платини у Ювентуса или Фалькао у Ромы.

У Марко Ван Бастена мягкость бразильца. Он мог бы войти в историю, как Эйсебио или Кройф, если бы верил в это больше. С технической точки зрения между ним и Гуллитом пропасть.

Марадона был слишком велик - неудержимый домоклов меч. Но это исключение, которое лишь подтверждает правило: я бы взял его и, возможно, ошибся. Ни за что бы не променял Гуллита и ван Бастена на Марадону.

Играть против Марадоны - как играть против времени, потому что знаешь, что рано или поздно он забьет.
Анчелотти - лучший опорник Европы в тактическом плане.

Франко Барези — это моя крепкая опора в команде.

Мяч круглый, когда по нему бьет Платини, и квадратный, когда по нему бью я.

Джованни Галли уходит в Наполи? Жалко человека.

Выиграть Кубок Чемпионов это все равно, что выиграть 32 скудетто.

Чемпионат? Он нужен нам, как тренировка к матчам Кубка Чемпионов.

Самая большая глупость, которую может сказать тренер: "Сейчас хватит думать о том, чтобы играть красиво, подумаем о том, чтобы выигрывать".

Итальянские болельщики часто не могут отличить, что имеет значение, а что нет. Слишком много невежества. Если спросить их, что это за вещь - футбол, они не найдут ответа

Мне не нравится в итальянском футболе консерватизм, отсталость, отсутствие инноваций. Вместо прогресса многие команды делают шаги назад и отстают все больше.

В Италии это не спорт, потому что спорт имеет свои правила, а мы склонны их игнорировать. У нас стабильно по скандалу в год. И это не шоу, потому что чьи-то заслуги и красота никому не интересны. Теперь вы понимаете, что собой представляет футбол в Италии? Это социальная потребность.

С детства я восхищался Реалом Копа, Хенте, Пушкаша и Ди Стефано. Если бы мне сказали, что когда-нибудь я буду тренировать такую команду, как эту, а может быть, и лучше, я бы рассмеялся.

Месси - уникальный и безупречный футболист. Он детален в завершающих фазах атак, но также способен вернуться в полузащиту и помогать команде там. Один футболист нейтрализовать его неспособен; для этого необходимо, чтобы безупречно функционировала система игры всей команды. Перед нами гений футбола, такой же, как Диего Марадона. В данный момент нет ему равных.

Месси - единственный из всех суперзвезд, который оправдывает щедро выданные авансы.

Я всегда говорил, что у Мадрида лучший президент в мире, когда он уважает своих тренеров. Флорентино и Карло сформировали прекрасную пару. У Карло есть всё, но с ним иногда случается, что он бывает слишком спокоен. Но с Флорентино позади, он всегда бодр.

Ювентус опережает всех на 10 лет.

Культура победы всегда была частью ДНК Юве, передающаяся игрокам, делающих из них героев.

У Италии нет достоинства и гордости. Я, конечно, не расист, и это доказывает моя карьера, например, работа с Франком Райкардом, но посмотрите на турнир в Виареджо. Я бы сказал, что здесь слишком много цветных игроков.

Побеждать, играя красиво не всегда обязательно в Италии. Для меня неубедительная победа не была победой.

Моуринью — не только величайший тренер, но также психолог и мотиватор.

Супермотиватор Жозе Моуринью, Карло Анчелотти, знающий, как подготовить игроков к самым сложным ситуациям, и Пеп Гвардиола - лучший преподаватель. Его Барселона периода 2008 - 2012 годов, мой Милан из 80-х, Аякс Кройфа из 60-70-х - вот три команды, которые помогли футболу развиваться.

Я превзошел свои пределы и свои мечты.

Начав с любительского уровня, я дошел до финала чемпионата мира, так что мне грех на что-то жаловаться.

«Все, что не убивает тебя, делает тебя сильнее».

(Гюстав Флобер)

Это был сложный чемпионат мира для моей сборной, козырями которой были быстрый ритм, скорость, агрессивность и прессинг. Только команда невероятных профессионалов и достойных людей в таких условиях (на этом мундиале судороги были обычным делом) могла прыгнуть выше головы, выйти за рамки своих физических возможностей и стать второй, уступив Бразилии лишь в серии пенальти. Это было невероятно сложно. Но, к сожалению, мы все были настроены исключительно на первое место.

Когда мы прилетели в Нью-Йорк, в аэропорту нас ждала всего сотня болельщиков, пусть и очень шумных, а не огромная толпа, на которую мы рассчитывали, учитывая количество итальянцев в США. Мы сразу поняли, что придется завоевывать еще и публику.

Готовиться к матчам в жарком и влажном климате было очень трудно. Жара и духота были невыносимыми. Нужно было очень постараться, чтобы сохранить энергию, – расписание тренировок получилось невероятно странным. Мы начинали в 7 утра, потому что было не так жарко, как в полдень, – всего лишь чуть выше 30 градусов.

18-го июня мы начали чемпионат мира игрой с Ирландией. Приехали на автобусе к Джайантс Стэдиум, и тут нас ждал первый сюрприз. «Я вижу только флаги ирландцев. – воскликнул работник Федерации Антонелло Валентини. – Где итальянцы?».

«Они уже внутри стадиона», – не растерялся я.

Мы знали, что билеты продавались хорошо, что итальянцев на матче должно быть много. Но оказалось, что итальянцы перепродали свои билеты ирландцам. Нам нужно было отвоевать доверие своих соотечественников. Я вспомнил слова Андреотти и грустно усмехнулся. Мы практически играли на поле Ирландии.

Первый матч мы провели ниже своих возможностей, но дело было не в проблемах с подготовкой. Я допустил ошибку в выборе состава – Синьори и Роберто Баджо плохо взаимодействовали, Тассотти мало шел вперед по флангу, а Баджо, к тому же, слишком переживал. Я сделал ставку на лучших футболистов, но от этого страдала командная игра. Я предал свои идеи, мозаике не хватало нескольких элементов. На поле не было «команды», игра не шла. К тому же, мы не были в оптимальной форме, потому что устали от тренировок и были шокированы местным климатом. 33 градуса по Цельсию, 85% влажности!

Тренер ирландцев Джек Чарльтон выпустил такой состав: Боннер, Ирвин, Филан, Кин, МакГрат, Бэбб, Хьютон, Шеридан, Койн, Таунсенд, Стонтон. Моя команда выглядела так: Пальюка, Тассотти, Мальдини, Альбертини, Костакурта, Барези, Донадони, Д. Баджо, Синьори, Р. Баджо, Эвани.

Когда я раздавал игрокам задачи, Донадони сказал: «Я не уверен, что смогу со всем этим справиться». В такой ситуации футболиста лучше не выпускать, ведь ты уже знаешь, что он не готов на 100%. Во втором матче я поменял стартовый состав.

Судил матч голландце Ван дер Энде. Играть на скорости, агрессивно, закрывать свободные зоны, контратаковать – при такой жаре все это было практически невозможно. На 11-й минуте навес с правого фланга ввел в заблуждение Барези, который плохо сыграл головой, защита провалилась, и Хьютон увидел, что Пальюка «потерял ворота» – 1:0. Стадион, полный ирландских болельщиков, взорвался, словно петарда, которую бросили в костер. Нам не удавалось завладеть инициативой. Многие критиковали меня за то, что Роберто Баджо должен был отходить слишком глубоко и бороться за мяч – в итоге он действовал далеко от ворот и не угрожал им.

Матч продолжился. Боннер отбил удар Синьори, ирландцы попали в перекладину – до сих пор вздрагиваю, вспоминая этот момент. Кин с помощью дриблинга ушел от прессинга и слева отдал пас на Шеридана. Тот бил наверняка, и лишь перекладина пришла на помощь Пальюке. А его великолепный сейв в конце второго тайма помог избежать окончательного позора.

Давление, климат, пропущенный гол – все было против нас. Происходящее казалось кошмаром. Было больно видеть разочарование на лицах парней. Когда я жал руку Джеку Чарльтону, у меня не получилось улыбнуться. Я даже говорить не мог. Я боялся, что для нас все кончено. На следующий день La Gazzetta dello Sport написала: «Провал Италии. Сакки, какой кошмар!». Как обычно, журналисты мало что поняли. Это я ошибся, а в прессе критиковали футболистов.

Вечером накануне второй игры нам пришлось соблюсти договоренность и посетить Мэдисон-сквер-гарден – там проходил концерт, с участием американских и итальянских исполнителей. Выступали, к примеру, Рэй Чарльз и Лучо Далла. Мы немного отвлеклись от мыслей о Норвегии, но, конечно, думали о следующем матче.

Я сказал Барези: «Вы должны играть узко. Всегда».

«Беннариво не знает, как должна двигаться оборона! Он ведь не из Милана», – ответил Франко.

На тренировке у нас с Беннариво завязалась ссора – я кричал, что отправлю его омой, если он будет продолжать работать, спустя рукава. Рядом оказались телевизионщики, о скандале написали в газетах. Писали, что футболисты у меня не играют в футбол, а боятся потерять позицию, боятся проявить инициативу и взять на себя ответственность.

На самом деле ребята переживали, что все закончится провалом. Я тренировал почти 20 лет, и мои команды – от любителей до молодежек, от Серии С до Милана – всегда поражали качеством и красотой игры. А мне рассказывали, что мои идеи парализуют футболистов, хотя на самом деле они им помогали. Писанина в газетах не повлияла на парней. После поражения от Ирландии главред Corriere dello Sport Итало Куччи написал, что мы ошиблись турниром: нужно было ехать на Gay Games, чемпионат мира для гомосексуалистов, который в эти дни проходил в Нью-Йорке.

Я прекрасно помню пять дней после матча с Ирландией. Напряжение было невероятным. Ночью температура не опускалась ниже 30 градусов, мы спали с включенными кондиционерами, но и это не слишком помогало.

Я чувствовал себя одиноким. Пожалуй, я никогда не чувствовал себя таким одиноким, хотя вокруг было много друзей и людей, которым я мог довериться. Я переживал, кричал на игроков, упрекал их за то, что они плохо тренируются, но в то же время пытался воодушевить их. За пять дней мне нужно было создать команду с характером, выжать максимум из футболистов. Мы не могли так просто вылететь. Я сказал Барези следить – команда должна играть узко. Беннариво не двигался синхронно, это могло стать проблемой. Так что мои крики не были безосновательными – необходимо было исправить ошибки. Давление было невероятным – оно ощущалось всегда и везде. «Наставим им рога!» – писала La Gazzetta dello Sport 23-го июня и подчеркивала, что футболисты очень боятся снова проиграть. Мне на голову надели шлем викинга с рогами – фотомонтаж поместили на первой странице. А внизу написали: «Арриго, наш викинг». Неоднозначная получилась идея. Впрочем, мне было все равно – я очень хотел победить. Я должен был убедить парней, что еще ничего не потеряно. Это не была наша последняя надежда, как писали в газетах.

Я выпустил Пальюку, Беннариво, Мальдини, Альбертини, Костакурту, Барези, Берти, Дино Баджо, Синьори, Казираги и Роберто Баджо.

Как правило, команда, проигравшая первый матч, быстро вылетает – мы знали это из опыта. Но нам помогла целая нация. Звучит странно, однако так и было. Во время чемпионата мира вся страна следила за сборной – это ощущается. Мы готовы были на все, чтобы добиться успеха. Перед выходом на поле я напомнил, о чем говорил на протяжении пяти дней. Стратегия была такая: «Мы должны быть командой. Располагаться рядом, постоянно взаимодействовать. Если защитники не будут выдвигаться вперед, если нападающие не будут возвращаться назад, если мы не будем прессинговать, это резко снизит наши шансы на успех».

Продолжение следует.

Первая статья материла “Часть истории” . В этой рубрике я расскажу о тренерах, которые вроде как и стали большим, нежели та самая часть истории, но все-таки, они не стали новой частью, а лишь дополнили ее.

«Когда я пришел в Италию я с первой же тренировки заставил футболистов изменить свое отношение к игре. Катеначчо был повсеместен в Италии. После забитого гола в ворота соперника вся команда уходила в оборону. Я же заставил игроков забивать и забивать, атаковать и атаковать, пока силы не покинут их» , – Арриго Сакки .

Десятилетиями катеначчо был основой всего итальянского футбола, это и неудивительно, ведь сами итальянцы и создали его. Цепкая игра в обороне, применение тактических фолов, игра строго по своей позиции и редкие перемещения в атаку. Именно так стоит кратко выделить суть катеначчо.

Такой футбол годился везде ровно до тех пор, пока не пришел легендарный Йохан Кройф . Его Барселона, его голландские игроки, которые всегда атаковали, перемещаясь по полю, играя в короткий пас, изменил смысл игры. С тех пор такой футбол начал развиваться, а «тотальный футбол» стал нечто большим, нежели просто словосочетание.

Развитие тактика Кройфа получил в СССР. Лобановский пошел немного другим путем. Он старался довести универсализм своих игроков до возможного максимума, прессинг на всем поле, стремительная атака, прекрасно выстроенная защита. Именно этим трижды в своей истории выстрелило киевское Динамо, именно этим способом киевляне стали последними, кто после победы 4-0 в Каталонии получили овации, именно тогда Лобановский переиграл Барсу в виденье игры, но лишь раз.

По следам этих двоих, по истине, великих тактиков ХХ века и пошел Арриго Сакки. Он привел Милан к чемпионству во времена Наполи и Марадоны, он последний из тренеров, кто выиграл два Кубка Европейских Чемпионов в подряд, и как красиво он это сделал. Его стратегия, стиль и виденье игры, его отношение к тренировкам возвели его в великого тренера и погубили одновременно. 2 стороны одной медали, две стороны победы…

«Я никогда не прощал плохое отношение к тренировкам. Я всегда говорил, что тренировка – серьезный процесс, а когда дело доходит до сего – время не до шуточек» , – Арриго Сакки.

Да, он был жесток, импульсивен, но он изменил что-то, нет, он изменил все. Его Милан – вечно атакующая команда, прекрасно атакуя, хорошо обороняясь и неистово забивая. Голы на любой вкус, разгромы Реала, вынос соперника в финале КЕЧ, вот то, чем запоминается тот Милан, вот то, что принес Сакки в эту команду.

Летом 1987 года Арриго принял Милан. И что он сделал? Он принес этому клубу невероятный футбол, аншлаг на стадионах, в матчах, с явными аутсайдерами. Он принес Милану трех легенд футбола – Рудди Гуллита, Марка ван Бастена и гения средней линии – Франка Рейкарда .

Он заставил игроков тренироваться в поте лица, он критиковал абсолютно всех, но он никогда не менял свои принципы. Атакуя мы не только не пропустим, но и еще забьем. Концепция Арриго, которая в сезоне 87-88 позволила его Милану в шикарном стиле оформить первую победу под крылом Сильвио Берлускони, обойдя не кого-нибудь, а сам Наполи. Попутно покинув Кубки УЕФА и Италии на ранних стадиях. Но ведь кому они нужны? Такой сезон, такая победа.

В следующем году Милан стал лишь 3-м, но то, что вытворили россонери в Кубке чемпионов – не передать словами. В 1\2 им попался мадридский Реал – фаворит КЕЧ, но, но, но…

В первом матче на Сантьяго Бернабеу очень изысканный и дальний удар головой Марко ван Бастена принес россонери ничью 1-1. Ну а на Сан-Сиро Реал был бит 5-0.

Ходит легенда, что перед этим матчем тренер Реала послал скаута в Милан. Так сказать, проследить за тренировочным процессом россонери. Когда он приехал, реакция на его ответ была ошеломляющая. Он ничего не понял, игроки все время играли 11 на… 0. Да-да, с пустыми воротами, именно так Сакки готовил игроков к сему матчу.

«Трибуны были заполнены, мы не могли проиграть, я спросил у моих ребят, что они будут делать, на что мне ответили – атаковать, пока силы не покинут нас. Тогда я понял, что это будет что-то грандиозное» , – говорит Арриго Сакки о том матче. 5-0, гений ван Бастена, Донадони, Рейкарда, Гуллита, Анчелотти. Прекрасный матч, прекрасная команда.

«Сакки любил разговаривать с каждым футболистом отдельно. Он задавал ему вопросы, и потом долго слушал ответ каждого игрока. Он жестко критиковал всех его подопечных, но никогда не ставил перед ним не воображаемые условия или завес. Он помогал и выслушивал каждого» , – именно так его описывает Гуллит, тот, кого Арриго так четно пытался убрать с команды, из-за его старости.

В финале того памятного сезона великий клуб обыграл румынский Стяуа, грязнейший клуб с Бухареста, наводящий страх на футбольную Европу того времени. 4-0 и без шансов Стяуа отправился домой. Атакуя россонери забили колоссальное кол-во голов, и делали это не менее изыскано, нежели сегодняшняя Барса.

В следующем сезоне Милан снова стал третьим, но снова выиграл КЕЧ,Суперкубок и Межконтинентальный кубок, забрав второй раз подряд все, что мог. Переиграна была Бенфика, которая еще пол столетия будет находиться под страшным проклятием финалов еврокубков, из-за злостного Гуттманна, но это другая история.

Сакки проведет еще 1 сезон, но увы, его Милан начал сдавать. 3-е место в Серии А, снова-таки. Но вылет с КЕЧ, и категоричное отношение к тренеру со стороны игроков и нежелание Берлускони спорить с Арриго привели к его отставке в 1991-м году. Арриго провел 4 прекрасных тренерских сезона, он изменил концепцию Милана, он изменил вид на футбол и стиль игры в футбол во всей Италии.

Сакки покинул Милан с копилкой евротрофеев. Он не стал величайшим тренером в истории россонери, он не стал новатором, нет. Он лишь заставил Италию играть по-другому, он стал тем, кто поставил катеначчо на колени перед таким Миланом, он лишь использовал стремление Кройфа, разбавив его универсализмом Лобановского. Вышел немного другой стиль «тотального футбола» , но все-таки, такой футбол не присущ Италии и очень тяжел для игроков, в плане тренировок.

Вскоре Милан поставит Барселону на колени, победив команду Стоичкова и компании с разгромом – 4-0. Милан выиграет еще 2 титула ЛЧ, Суперкубки, Межконтинентальные трофеи, но это другой Милан, это другая история, история, начало которой дал именно Арриго Сакки. Он стал первым, кто принес на Апеннины игру Барселоны, он поистине смел и уперт, если осмелился на это.

Сакки приведет Италию к финалу ЧМ 94, где в серии пенальти решающий удар не реализует Роберто Баджо. Он сотворил сенсацию, никто не ждал это от Италии, и в финале Бразилия выглядела ничем не лучше команды Сакки, но, снова, увы.

Он провалит Евро 1996, затем еще сезон потренирует Милан, уйдя в Атлетико Мадрид и завершив тренерскую карьеру в 2001 году в том клубе, в котором он показал себя, как незаурядную личность, в Парме. Сейчас, 66-ти летний, лысый старичок катается на своем Порше и ведет личный бизнес. Родившись в семье мелкого рыботорговца, Сакки вошел в историю Милана. Он не стал большим, нежели частью истории, но он никогда не просил большего, он лишь хотел, чтоб его команда играла так, как хочет того он, а все остальное его не сильно интересовало.

Вот такой он, Арриго Сакки, вроде, как и прекрасный тренер, добившийся многого, но и с другой стороны жестокий человек, не жалеющий даже самых лучших игроков мира, всегда стоящий на своем…

Спасибо за внимание, огромное спасибо десяткам источников и телепрограмм. Большое спасибо CNN, BBC, Sports.ru.
На этом все. Автор будет благодарен за выражение эмоций, будто комментарий, либо что-то другое, ведь это мелочи, но всегда приятно, что твой труд оценен.

Похожие публикации