Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Нравственно-экологическая тема. Выполнила: Монгуш ЕМ. «Отношения к природе на примере рассказа «О чем плачут лошади О чем плачут лошади главные герои

Тема урока: «О чем плачут лошади».

Форма урока: урок-размышление

Цели урока:

· развивать речь и образное мышление учащихся;

· воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.

На доске портрет Федора Абрамова

И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Ход урока:

I. Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение

к лошадям»

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу…

смех зазвенел и зазвякал:

Лошадь упала! -

Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Как вы думаете, ребята, почему в начале урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» мы обратились к стихотворению В. Маяковского.

Одна тема…

Одинаковые герои…

Одна основная мысль…

Какие слова из стихотворения В. Маяковского можно взять в качестве эпиграфа к нашему и почему?


И какая-то общая

звериная тоска

вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

Ребята, обратите внимание на название рассказа Ф. Абрамова и на слова В. Маяковского, взятые в качестве эпиграфа, и попытайтесь определить цель нашего урока, на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

II. 1) Знакомство с автором рассказа. Что за человек задает себе и читателям такой вопрос? Работа с учебником, страница 423(факты биографии писателя), готовимся задать по одному вопросу по прочитанному, по цепочке задаем вопросы и отвечаем на них.

2) Работа с текстом.

Кто является гласными героями данного рассказа? – рассказчик, Рыжуха.

Дайте характеристику рассказчику, используя текст

Пожилой, модный (модные джинсы, развязная походка), но совестливый (не мог смотреть в глаза Рыжухе, отвел взгляд).

Как относится рассказчик к лошадям?

- «Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание. Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними».

Почему среди других лошадей рассказчик выделяет Рыжуху? Подчеркните ключевое слово.

- «Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».

Как меняется настроение Рыжухи после ее возвращения с дальнего сенокоса и почему это происходит?

Забава рассказала Рыжухе о прежней жизни лошадей, и рассказчик об этом знает.

Пересказ отрывка из текста готовят более слабые учащиеся.

Более сильные ученики анализируют средства языка, который использует автор, рисуя старые времена (восклицательные предложения, частицы, междометия; сравнение, эпитеты)

Находим в тексте и читаем:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться... - И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...

Вывод: рассказчик чувствует свою вину перед лошадьми и в то же время понимает, сто нечего ему сказать в оправдание, он чувствует свою беспомощность.

3) Более слабые учащиеся готовят связный ответ на вопрос: « Так о чем же плачут лошади?»

Сильные учащиеся продолжают работу с текстом.

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Росохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Что же сотворил Вещий Олег?

Предал своего коня, но вернулся, чтобы посмотреть и убедиться в неправоте кудесника, посмеяться над ним, за это наказан. Главный герой тоже получает наказание – духовное опустошение. Не только главный герой, но и все мы – читатели рассказа.

Каков жанр этого произведения?

Рассказ, сказка, притча (повторяем особенности каждого жанра).

III. Вывод по уроку: Ответы на вопросы: «О чем плачут лошади? Чему учит нас этот рассказ»

IV. Домашнее задание.

Ответ на вопрос: «Что общего в рассказе Ф. Абрамова и стихотворении В. Маяковского» или «Современная история о Вещем Олеге».

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.

Что я понял, прочитав рассказ Абрамова «О чем плачут лошади»

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - "красоту... » Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных. К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара...

На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба... » Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было. Но отношение человека к лошади со временем изменилось.

Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?

» Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг... » «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы... » Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

Урок литературы в 6 классе

Тема: О чём плачут лошади? (по рассказу Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»).

Концепция занятия: «О чём плачут лошади» - художественный протест Ф.А. Абрамова против нравственной деградации человека, экологической несостоятельности нашего общества.

Задачи:

1)Обучающие:


  • Знакомство с отдельными фактами биографии Ф.А. Абрамова.

  • Подробное рассмотрение рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».
2)Развивающие:

  • Развитие умения воспринимать текст на слух.

  • Развитие навыков анализа художественного текста.

  • Развитие навыков сопоставительного анализа художественных текстов (на уровне общих проблем, затронутых в произведениях).

  • Повторение особенностей изобразительно-выразительных средств на примере использования их в тексте рассматриваемого рассказа (антитеза).

  • Развитие нравственных качеств учащихся (любовь к Родине, уважение и благодарность к братьям нашим меньшим).

  • Развитие чувств, эмоций учащихся.
3)Воспитывающие:

  • Формирование уважения к личности художника слова.

  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки перед братьями нашими меньшими.
Оборудование урока: Текст рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади», визуальное приложение к уроку (презентация).

Оформление доски: На экране – слайд №1.
Ход занятия:

1.Организационный момент:


  • Учитель проверяет наличие необходимого оборудования у учащихся.

  • Приветствие, разрешение занять свои места.
2.Вступительная часть (вступительное слово):

Может, в родном краю

Давно иная жизнь:

И птицы не так поют,

И звери перевелись,

И люди не те,

И красота не та…

Но это моя земля,

Моя маета и мечта,

Мои святые места!

Веркола… В ней 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребёнка в семье Александра Степановича и Степаниды Павловны. И отстучало это сердце долгие и короткие 63 года. Тогда на пятый день после кончины Фёдора Александровича земля Верколы приняла в себя тело своего сына.

Долгими годы жизни писателя были благодаря тому, что они вместили в себя смерть отца, матери, родных, близких, друзей, Великую Отечественную, послевоенную разруху… Короткими – ибо не хватило их на выполнение планов, намёток, заделов…

Веркола… Всё, вышедшее из-под пера Фёдора Абрамова, и всё, оставшееся не реализованным, было связано с нею.

Веркола была для Абрамова главной хранительницей писательских, человеческих Веры, Надежды, Любви, коими крепились творчество и жизнь. Это она заставляла художника не единожды восторгаться, восклицать, поражаться, радоваться, восхищаться: «Вся человеческая история – только миг в жизни Вселенной. Но как хорош этот миг! Воздух, тишина, красота… Веркола моя ненаглядная…» ( На экране – слайд №2 ).

Веркола была для писателя и источником боли, недоумения, гнева, разочарования, обиды… А именно эти чувства владели художником, когда он заносил в дневник приметы бесхозяйственности, безответственности, подмеченные в жизни земляков: «Второй день под угором бродят по посевам лошади с жеребятами. Все это видят из деревни, проходят мимо – и ноль внимания. Не своё. Совхозное» ( На экране – слайд №3 ); «После обеда знакомство с телятником. Зловонная душегубка. До слёз жалко телят, которые по целым дням взаперти. Что за мода пошла в Верколе? Откуда такая жестокость?» ( На экране – слайд №4 ).

Подобные мысли писателя выливались не только на страницы его дневника: они являлись источником произведений Фёдора Александровича, представляющих его размышления о нравственной деградации человека, об отмирании традиций, об экологической несостоятельности нашего общества.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких произведений Ф.А. Абрамова – «О чём плачут лошади» ( На экране – слайд №5 ) . Хочу обратить ваше внимание, что в заглавии к произведению содержится не вопрос, а утверждение: автор не спрашивает, а рассказывает. Но в качестве темы нашего сегодняшнего урока мы возьмём, всё-таки, вопрос «О чём плачут лошади?» ( На экране – слайд №6 ) , в конце занятия на который попытаемся дать ответ.

3.Основная часть:

1)Чтение учителем рассказа «О чём плачут лошади».

2)Беседа по содержанию рассказа (анализ произведения):

1. О чём этот рассказ? (дети высказывают своё мнение, вероятно, будут отвечать, что рассказ о взаимоотношениях между человеком и лошадьми).

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними »).

3. Почему рассказчик испытывает чувство вины перед лошадьми? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).

4.За что рассказчик любил Рыжуху более других лошадей? («…Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей…: была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовитость молодости»).

5. Какой Рыжуха встретила своего друга в этот раз? («…и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней»). Обращаю внимание учеников на слова: «Я схватил её за густую с проседью чёлку, которую сам же и подстриг недели три назад – напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слёзы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слёзы ».

6. Почему Рыжуха плачет? (Дети рассказывают об услышанных ею песнях от одной старой кобылы Забавы, из которых она узнала, что были времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами). Здесь можно прочитать отрывок произведения, где автор вспоминает о том, как раньше человек ценил лошадь. Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза). Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).

7.Обращаю внимание детей на последние строчки произведения (прочитать отрывок):

Всё моё существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной природы…


  • Что вы увидели в этих строчках рассказа? (Рассказчику стыдно перед Рыжухой и остальными лошадьми; он ставит себя в один ряд с этими животными: с одной стороны – они, как люди, с другой – он (рассказчик), как лошадь).

  • Зачем автор в финале произведения сопоставляет (как бы сближает) лошадь с человеком? (Таким образом он подчёркивает, что лошадь тоже чувствует…).
4.Заключительная часть:

В финале занятия я хочу вернуть вас к вопросу, который озвучила в начале урока: «О чём плачут лошади?» Но перед тем, как мы попытаемся ответить на него, я хочу прочитать вам одно стихотворение, которое, я думаю, поможет вам в решении этого вопроса:


Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! -
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой
ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные:
Улица опрокинулась,
течёт по-своему:
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,

прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
»Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь».

Может быть -
старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

(В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»).


  • Так о чём же всё-таки плачут лошади? (О несуществующей людской благодарности, поддержке, любви).
5.Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?»

6.Литература:

1.Абрамов Ф.А. Дом: Роман; Повести; Рассказы; Публицистика / Сост. Л.В. Крутикова. – М.: Высш. шк., 1988. – 671с.

2.Фёдор Абрамов и Север / Сост. Е.Ш. Галимова. – Архангельск, 1990. – 160с.

Сочинение

Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем крае России. И поэтому природа сыграла важную роль в жизни и творчестве писателя. Так, в своем рассказе «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает одну из самых серьезных проблем во взаимодействии человека и окружающего мира - экологическую.

Уже с первых строк произведения мы попадаем «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей». Именно они придавали лугу неповторимую красоту, оживляли его своим пофыркиванием, всхрапом. Но за этой, казалось бы, идиллической картиной скрывалась страшная действительность. Не зря главный герой рассказа испытывает «чувство жалости и… непонятной вины» перед лошадьми. Он еще помнил былое время, когда к этим благородным животным относились иначе, чем сейчас. Их «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». А теперь они умирают от жажды и голода, их донимает гнус в тесных конюшнях. На вопрос своей любимицы Рыжухи, действительно ли были когда-то счастливые для лошадей времена, герой рассказа не смог ответить честно. Он солгал и предал этим не только животных, но и свою память, и свое детство.

Лошади разгадали обман и уже не смогут простить человека. Не будет больше между ними былого доверия. Человек осознал свою ошибку, но ничего уже нельзя было исправить. И «тяжелая лошадиная тоска» навалилась на него, он почувствовал себя «нелепым, отжившим существом». В своем произведении Ф. А. Абрамов хотел показать, что разрушение связей человека с природой, с животными ведет к губительным последствиям. Ведь если в человеке исчезнет доброта и любовь к другим существам, которые живут вместе с нами на Земле, изменится и сама человеческая сущность. Люди должны чувствовать ответственность за свои действия.

Похожие публикации